ли случайно, что его предки вышли из другого племени. Я не верю Огу, равно как не верю тому, что говорят о нем те, кто его поддерживает.
Можете представить себе мир, в котором Ог и ему подобные пользуются огнем, поджигая целые леса, как если бы они были самим Богом молний?!
Желаете ли вы такого общества, где самыми прогрессивными считались бы трусы и лицедеи, где в цене было бы низменное, а высокие цели считались бы бессмысленными, - и над всеми и всем властвовали бы Ог и ему подобные?
И, наконец, еще один штрих - так, чтобы полная абсурдность лозунгов Ога стала очевидной даже самым несообразительным из нас. Кто такой Ог? Что он - Глаг Великий, чтобы к тому, что он говорит, прислушивался весь мир?
Принимает ли он участие в нашей с вами прогрессивной деятельности? Должны ли мы верить ему, зная его взгляды и верования? Снискал ли он уважение кого-либо из тех, чье мнение мы ценим?
Нет. Совершенно очевидно: Ог - наш враг. И ведь именно самые умные и наиболее опасные враги всегда принимают позу благодетелей.
Итак, давайте же скажем: Остановим Ога немедленно! Пять тысяч Человек сказал стражнику у врат Алеппо: - Двадцать лет я жил в ханаке, уединенном жилище Мастера Века в Туркестане.
- И чему же ты научился? - спросил страж.
- Не знаю, научился ли я чему-нибудь, - сказал человек. - Пока я там был, люди приходили и люди уходили. Некоторых прогоняли, многие были разочарованы. Наконец, ушел и я.
Страж промолвил: - Здесь, неподалеку от базарной площади живет великий суфий. Возможно, он посоветует тебе что-нибудь.
Человек из Туркестана отправился на малую базарную площадь и, увидев там великого суфия, закричал: - Ты самозванец! Это ведь ты, и никто другой в течение всех двадцати лет, постоянно появляясь в ханаке, вселял в меня сомнения относительно моего Мастера!
Суфий улыбнулся и сказал: - Одна из моих обязанностей - испытывать учеников. Можно ли испытать их лучше, чем представляясь одним из них, - тем, кто всем недоволен, и демонстрируя им их собственную грубость?
- А все другие, кто были со мной в ханаке? Что, все остальные ученики в действительности тоже являлись скрытыми святыми?
- Состав обитателей ханаки таков: там есть несведущие, есть просветленные, ведущие себя как несведущие, и есть не являющиеся ни теми, ни другими.
Ты видишь только то, что на поверхности. За два десятилетия, что ты провел там, пять тысяч человек, на многих из которых ты даже не взглянул, поскольку не счел их важными, получили озарение без лишнего шума и суеты.
Человек и улитка Как-то раз человек увидел улитку - она сидела в трещине на стене.
Он окликнул ее: - Привет, улитка!
Верите или нет, но улитка умела говорить. Услышав его, она ответила: - Привет. Ты кто?
Человек сказал: - Я - разумное существо.
- Вы похожи на нас? - спросила улитка.
- Отчасти. Но мы можем многое из того, чего вы не можете.
- Назови, что?
- Ну, к примеру, у вас глаза на стебельках. У нас есть стебельки на другом конце тела, называемые ногами, и на них есть ступни. Двигая ногами и ступнями, мы можем почти мгновенно преодолевать большие расстояния.
- Это звучит весьма необычно. А еще?
- Ну, у нас нет раковины. Она нам не нужна.
- Нет раковины? Что ж, это возможно. А еще?
- Еще мы можем общаться без слов, и даже не находясь вместе. Это делается так: берется нечто вроде листа, на него наносятся значки. Это называется писать. И такое письмо посылается другому человеческому существу. Теперь, посредством того, что называют чтением, тот, кто получил послание, может узнать, что думает писатель.
- Вот тут ты и заврался, - сказала Улитка. - Вечно вы, вруны, завираетесь. Я поймала тебя в ловушку тем, что делала вид, будто верю тебе. Но если я и дальше буду, не выражая естественного для всех разумных существ недоверия, поощрять тебя говорить неправду, то окажусь соучастницей твоей греховной лжи.
Привратник Суфия спросили: - Что вы делаете? Вы не даете нам, желающим учиться у вас, заниматься по книгам. Вы не демонстрируете никаких ритуалов. Вы не желаете отвечать на вопросы. Вы не обращаете внимания ни на похвалы, ни на ругань в ваш адрес.
Он ответил: - Я - привратник. Привратник удостоверяется, что дверь открыта тогда, когда она должна быть открытой, и захлопнута тогда, когда она должна быть захлопнутой. Он позволяет войти всему и всем, кому должно войти, и не допускает все то, что не допущено.
Если вы желаете, чтобы привратник колотил в дверь, делал эффектные жесты, носил богатую или бедную одежду, выполнял обещания или