я пришел к нему, у него собиралась лишь горстка людей. Более того, он мог месяцами не разговаривать ни с кем из них. Люди, бывшие там, сказали мне, что он никогда не обращает к ним ни слова. И вот я прихожу сюда и вижу вас, изъясняющегося столь ясно и окруженного таким количеством людей. И я поневоле прихожу к выводу, что это вы достойны почитания, а не он.
Кто-то возразил, что это не вопрос, а утверждение.
Мастер сказал: - На самом деле это вопрос, хоть и не в обычной форме. Это даже более вопрос, нежели большинство так называемых вопросов, которые в действительности представляют собой вызов или утверждение. Поэтому давайте будем рассматривать его в качестве вопроса.
У Мастера Инаби немного учеников, потому что он известен вот уже сорок лет. За это время его успели посетить все любители сенсаций и все бездомные собаки, и обнаружили, что он - учитель, а не организатор развлечений. И все они ушли восвояси. Я же здесь только около двенадцати лет. Поэтому я все еще окружен множеством людей, которые, какими бы смиренными они ни выглядели, алчны до знания и озабочены жаждой удовольствий. Разве вы не замечали, что овцы обычно сбиваются в большое стадо, а львиная стая немногочисленна?
Хрустальный шар Существует одна легенда о юноше, искавшем знания, приобретаемого посредством опыта. Он следовал всем, кому только мог, и практиковал все, что только мог себе представить, в стремлении узнать: что же испытывает человек за пределами измерений обычной жизни?
Как-то раз он забрел в пещеру, в середине которой лежал хрустальный шар, а напротив него сидел престарелый отшельник. Юноша уселся по другую сторону шара и тоже стал вглядываться в его сверкающую поверхность.
В глубине шара он увидел такие вещи, о которых и слыхом не слыхивал, и которые не мог себе даже представить. И вслед за тем он сказал Мастеру: - Быть наблюдателем недостаточно, даже когда происходят такие чудеса. Я должен каким-то образом прожить их.
Мудрец предложил ему войти в шар. Юноша попробовал и обнаружил, что он и в самом деле может войти в некоторые сцены, которые наблюдал.
Спустя недолгое время он вышел из хрустального шара. Не говоря ни слова, мудрец протянул ему молоток. Размахнувшись, молодой человек разбил шар на мелкие кусочки и ушел.
Интерес к собственной персоне Когда Анвара, сына Хайата, спросили, почему он не критикует людей, он ответил: - Меня удерживает интерес к собственной персоне. Если ты демонстрируешь недостатки соседа, это может пойти на пользу окружающему обществу, но далеко не всегда полезно тебе самому. Упражнения в язвительности развивают высокомерие.
Я слишком забочусь о себе и не желаю, чтобы высокомерие разъело мне душу.
Опыт Одного суфия спросили: - Почему вы путешествовали в поисках нового опыта, только когда были молодым?
Он ответил: - Потому что, сделай я это, будучи уже знаменитым, люди относились бы ко мне по-другому, и я не приобрел бы того опыта, который был мне столь нужен.
Ученые-ботаники: страна без лекарств Много-много лет назад был на свете сад, за которым ухаживали внимательные и талантливые работники. Благодаря их усилиям по возделыванию бесплодной почвы, их беззаветной преданности делу сад все больше разрастался.
И происходило это во времена, когда никому в целом мире до садов не было дела. В течение долгого времени ботаники и другие специалисты, трудившиеся там не покладая рук, рассылали экспедиции, которые разыскивали и привозили все растения, какие только существуют на свете.
Некоторые из растений, такие как хлопок, давали волокно для прядения; из иных изготовляли пищу; третьи имели достоинства, используемые в медицине.
Но затем на этот сад обрушилось бедствие, в результате которого большинство садовников было убито. Остальные вынуждены были бежать в отдаленные места. В должное время пришли другие люди. Они скоро осознали практическую ценность съедобных растений и стали культивировать их. Затем они открыли, что некоторые из цветов и трав можно использовать как красители. И, наконец, поскольку они были неутомимыми исследователями, то проникли в секреты тканей, которые можно было делать из волокнистых веществ.
Но, как ни странно, этим людям не удалось обнаружить особые свойства лекарственных растений, и, таким образом, они оказались полностью лишенными подлинной медицины.
Когда кто-нибудь из них заболевал, он начинал произносить заклинания - и либо выздоравливал, либо превращался в калеку, либо умирал. Такой порядок вещей они считали нормальным и естественным. Время от времени до них доходили