Шах Идрис

Волшебный монастырь

редко.

Случилось так, что все они пустились странствовать с целью найти эту, совершенно незнакомую им вещь под названием плод И так вышло, что все они почти одновременно отыскали свой путь к плодовому дереву.

Первый человек был невнимателен. Добравшись до дерева, он, тем не менее, не признал плода, потому что все еще продолжал размышлять - что делал всю дорогу, - куда ему идти дальше. Его путешествие оказалось напрасным.

Второй человек был глуп: он понимал вещи чересчур буквально. Когда он увидел, что все плоды на дереве перезрели, то сказал: - Ну что ж, вот я и увидел плод. Но я не люблю гнилья, а таков, насколько я понимаю, удел всех плодов.

И с тем он пошел дальше. Его путешествие оказалось напрасным.

Третий человек был мудр. Он сорвал несколько плодов и изучил их. Порывшись хорошенько в памяти и вспомнив все, что мог, о несъедобных лакомствах, он разломил несколько плодов и внутри каждого обнаружил камешек.

Так как он знал, что в действительности этот камешек представляет собой семя, то все, что ему понадобилось сделать, это посадить его, присматривать за его ростом и ждать, пока вырастет - плод.

Суфий-раб Рассказывают, что один из великих суфиев - Айяз, которого приблизил к себе султан Махмуд из Газны, был рабом.

История гласит, что некий придворный как-то раз сказал ему: - Ты был дервишем, затем попал в плен. И вот уже много лет ты служишь Махмуду. Святость твоя столь велика, что, попроси ты о свободе, султан незамедлительно дал бы тебе ее. Почему ты остаешься в таком незавидном положении?

Айяз тяжело вздохнул и произнес: - Если я перестану быть рабом, где на всей земле возьмется человек, на которого люди могли бы ссылаться, как например раба, являющегося учителем? И потом, если я покину царя, кто другой сможет увещевать придворных? Ведь они слушают меня только по той причине, что ко мне прислушивается Махмуд. Друг мой, сей крохотный мирок создали для себя люди, подобные вам. И тем не менее вы же спрашиваете меня, почему я остаюсь рабом в этой, сотворенной людьми, клетке.

Неправдоподобная легенда - Косметическая хирургия, - сказал орел, - не только полезна в свете сегодняшнего уровня общественного развития: она практически необходима.

Когда он подрезал когти и укоротил клюв, результат столь понравился всем окружающим, что они сделали то же самое.

Почти все. Усовершенствованием внешнего облика не озаботились вороны. Они отрастили когти и стали ждать дня, когда - случись такое, что социальные табу под давлением обстоятельств вновь допустят отращивание когтей, - другие хищники, практикующие педикюр и развивающие цивилизованность, уже просто не будут знать, для чего вообще нужны когти.

Окружающая среда Один суфий пригласил глубоко почитавшего его человека поселиться в его доме. Однако спустя всего четыре дня он уехал в дальние края, и его не было три года.

Лишенный присутствия Мастера, гость пал духом и чувствовал себя чрезвычайно неловко. А ведь он еще и был вынужден справляться с обязанностями по дому...

Спустя много лет в город, где это происходило, возвратился один человек, которому он поверял свои невзгоды, и обнаружил, что друг его преуспел в том, чтобы стать суфием, и что чувства его теперь весьма отличаются от прежних.

Он объяснил своему другу: - То, что казалось мне ясным в то время, когда я впервые попал в дом моего Мастера, как я теперь понимаю, в действительности было от меня сокрыто. Если бы он остался, я бы не перенес интенсивности его присутствия. Я полагал, что хочу находиться рядом с ним, в то время как на самом деле мне было нужно дышать окружавшей его атмосферой.

Очертания Однажды рядом с домом сам собой вырос плющ.

Шли годы. Плющ оплел все стены, так что видимыми остались лишь общие очертания, по которым с трудом можно было предположить, что здесь было что-то еще, кроме зелени.

Попадать в дом сквозь массу зелени становилось все труднее.

В конце концов дом обезлюдел, стал ветшать и разрушаться. Это сказалось и на его очертаниях.

Когда же он окончательно рухнул, то обратился в сплошь увитую плющом живописную насыпь. Люди изредка праздно гадали о ее происхождении.

Плющ это сильно задевало. Он говорил: - Что за неблагодарное здание! Я поддерживал его долгие годы - и все-таки оно рухнуло.

И с тем он распространился на всю окружающую местность.

Разница По окончании проповеди суфий Путсирр спросил, хочет ли кто-нибудь из присутствующих задать вопрос.

Один из посетителей спросил: - Я много слышал об удивительных свойствах Мастера Инаби из Балха. Но когда