необходимо знать, откуда именно он взялся? Или если бы я стал учить вас пить воду из бокала, разве мне обязательно надо было бы говорить: Смотрите: вот так пьет воду султан Хорасана? На вопросы, подобные вашему, существуют ответы, но они не для невнимательных.
Рыба и вода Рыба - наихудший источник информации о воде.
Она не знает, что вода есть, когда она есть, и начинает переживать лишь, когда та исчезает.
Но даже оказавшись на суше, рыба не знает, в чем ее проблема. Она знает только, что ей плохо, отчаянно плохо.
Существует история о рыбе. Говорят, когда рыбу вытаскивают сачком из воды, и она лежит на берегу, безуспешно глотая воздух, она обвиняет в своих бедах все и вся.
Иногда она начинает сражаться - иной же раз отказывается от борьбы. Она может думать, что ей необходимо бороться с деревьями, травой и даже с грязью как с теми, от кого зависит ее несчастье. Изредка, благодаря случайности, ей удается соскользнуть обратно в воду, и тогда она думает, какая она умная. Но чаще она умирает.
Рыба никогда не видит сети и не знает о крючке. В лучшем случае она порицает червя на крючке или веревку, за которую тянут сеть.
Как печально быть рыбой! Какая удача, что мы - люди!
Мышепоклонничество Как-то раз мыши удалось проникнуть к источнику знания. Кто выпьет из него, у того исполняется самое заветное желание; и еще он может осуществить одно желание сверх того.
Мышь выпила и пожелала, чтобы она могла понимать речь людей, - если только у людей есть речь.
По прошествии некоторого времени, которое она провела, слушая, что говорят люди, она пожелала лишиться этой своей новой способности.
Остальные мыши стали спрашивать ее: - Что такого ужасного ты услышала в речи людей?
Поначалу мышь не могла заставить себя даже думать на эту тему. Но они никак не желали отставать от нее, и, наконец, она произнесла: - Не думаю, чтобы вы поверили мне, но то, что я скажу - чистая правда. Люди воображают, что Бог - такой, как они; что он обладает свойствами человека, а не мыши!
Вся мышиная аудитория была шокирована до глубины души.
Когда самые рассудительные немного оправились от негодования, то спросили: - Но неужели же нет ни одного, кто думал бы иначе?
- Есть, но их теории столь же чудовищны, как и у всех остальных.
- Все равно, расскажи нам о них, - вскричали мыслители, - чтобы мы имели полную информацию об этом удивительном факте!
- Ну что ж... К примеру, существуют такие, кто воображает, что их религиозные понятия описывают состояния ума.
- Довольно! - вскричали некоторые члены мышиного собрания. - Это безумие может вызвать эпидемию сумасшествия, и даже Мыше-бог не в состоянии будет защитить нас от него!
- Довольно! - завопили другие. - Это может дать мышепоклонникам шанс реанимировать чушь под названием религия на том основании, что она первоначально носила функциональный характер.
Я же сразу сказала вам, что это чудовищно, - произнесла мышь, которой удалось проникнуть к источнику знания.
Шесть живущих в одном Жил однажды юноша, который думал так: Если бы я только мог пережить различные фазы бытия, я бы сумел избежать узости мышления. Что толку, когда тебе говорят: Узнаешь, когда состаришься, если ты будешь уже слишком стар, чтобы хоть как-то использовать то, что узнаешь? Как-то раз он повстречал мудрого человека, который в ответ на его вопрос сказал ему: - Ты можешь узнать ответ, если очень захочешь.
- Каким образом? - спросил тот.
- Посредством многократной трансформации. Съешь определенные ягоды, которые я тебе укажу, и ты сможешь перемещаться взад-вперед во времени - или по желанию превращаться из одного человека в другого.
- Но я не верю в перевоплощение!
- Имеет значение не то, во что ты веришь, а то, что возможно, - ответил мудрец.
Итак, юноша съел ягоды и решил стать человеком средних лет. Но пребывание в этом возрасте налагало столь много ограничений, что он съел еще ягод и стал очень старым. Но, став старым, он захотел опять стать молодым и съел еще ягод.
Теперь он снова был молод. Но поскольку каждому состоянию соответствует определенный уровень знания, он утратил опыт, который приобрел в двух своих трансформациях.
Однако он все еще помнил про ягоды, и потому решился провести второй эксперимент. Он съел еще ягод, на этот раз желая стать кем-нибудь еще. Но в ту секунду, как он обнаружил, что трансформировался в другого человека, он понял, что изменение само по себе бесполезно. А потому он съел еще ягод и пожелал умереть и снова возродиться.
Теперь, когда он восстановился