Лао-Цзы

Канон выявления изначального

сладчайшая.

Народу никто не указывает,

он сам по себе уравнивается.

Лоно Миропорядка

содержит слова, имена, формы.

Раз они существуют -

должно постичь Самадхи*.

Ведающий Самадхи

способен избегнуть гибели.

В Поднебесной явленный Дао

с горным сравню потоком,

питающим реки-моря Мира.

--------------------

* Цзюньцзы (1849, 5121), букв. - сын государя; в конфуцианстве - совершенный, благородный, муж, обладающий высшими моральными качествами, идеал конфуцианства.

** В Китае левая рука (пассивная) - символ покоя и миролюбия; правая же (ударная, поражающая) - символ угрозы и нападения; но при этом левое (левая сторона) - менее почётно, чем правое (правая).

--------------------

* Samadhi (чжи, 740) означает высшую ступень йогического созерцания, когда растворяются все мыслимые формы и сам созерцающий поглощается Единым. В русском языке, по всей видимости, не существует точного эквивалента этому брахмано-даосскому термину (ближайшие из приблизительных - пресечение, остановка /мира/), потому здесь сохранена его санскритская форма [к Послеслов.].

XXXIII.

Знающий других - мудр.

Знающий себя - просветлён.

Одолевший других - силён.

Одолевший себя - могуч.

Полноту познавший - богат.

Настаивающий - объят страстями.

Не утрачивающий своего назначения -

долговечен.

Умерший, но не исчезнувший -

вечен.

XXXIV.

О Дао Великий,

о Разливанный!

Он - во всём и повсюду.

Всему сущему - жизнь и опора,

и - не отказывает.

Дела свершающий

и - неведомый.

Всему сущему - кров и опека,

но к власти не прибегающий.

Неизменно Бесстрастный,

можно назвать: Ничтожнейший.

Сущее всё приемлющий,

но к власти не прибегающий.

Можно назвать: Величественный.

К величию не стремящийся

способен достичь Величия.

XXXV.

Держусь Великого Образа.

Поднебесная замирает,

отмирает, не повреждаясь.

Достигаю Покоя Высшего.

Радостью весь напитываюсь.

Покидаю приют Самадхи.

Дао, из уст исшедший, -

о Пресный! -

Он же безвкусен...

Вглядываясь - не рассмотришь.

Вслушиваясь - не расслышишь.

Пользуясь - не израсходуешь.

XXXVI.

Хочешь вобрать - дай же расправиться.

Хочешь ослабить - дай укрепиться.

Хочешь упадка - дай развиваться.

Хочешь присвоить - освободи.

Таково Неявное Просветление.

Мягкое слабое одолевает твёрдого сильного.

Рыбе нельзя выплывать из омута.

Власть же не должно

выказывать людям.

Р а з д е л в н у т р е н н и й

XXXVII.

Дао есть постоянное Не-влияние,

но нет ничего Ему неподвластного.

Коль государь и правители

подобны Его сберегающим,

сущее всё само

повинуется пре-вращениям.

Изменяющихся, но страстями терзаемых,

я усмиряю посредством

Естественности Древесной,

имени не имеющей.

Естественность Безымянная -

в том, чтоб достичь Бесстрастия.

Покой - через Бесстрастие.

Поднебесная сама упорядочивается.

XXXVIII.

Высшая Дэ не имеет Дэ,

оттого обладает Дэ.

Низшая Дэ не утратила Дэ,

оттого не содержит Дэ.

Высшая Дэ - не влиять,

но - влиять беспричинною

Низшая Дэ - влиять,

но влиять - причинно.

Милосердие* Высшее - проявлять его,

но проявлять - беспричинно.

Справедливость высшая - вершить её,

но вершить - беспричинно.

Учтивость высшая - соблюдать её,

но, если никто не ценит, -

усердствуют и нарушают.

Отсюда: Дэ

проявляется после утраты Дао,

Милосердие - после утраты Дэ,

Справедливость -

после утраты Милосердия,

Учтивость -

после утраты Справедливости.

Ибо в учтивом

доверие, преданность - зыбки,

преобладает же - смута.

Этот, описанный выше, -

только цветок Дао,

но и исток обмана.

Вот отчего доблестный

и обитает в Плотном,

не полагаясь на зыбкое;

располагает Семенем

и не занят цветами.

Минует то, избирая Это.

--------------------

* Cм. прим. к XVIII.

XXXIX.

Искони достигали Единого:

Небо - прозрачностью,

Земля - покоем,

дух - совершенством,

ущелье - вместимостью,

сущее всё - плодородием,

а государь и правители -

честью служа Поднебесной.

Так Его обретали.

Небесам, прозрачность утрачивающим,

угрожает опасность распасться.

Земле, покой свой утрачивающей,

угрожает опасность рассеяться.

Духу, своё совершенство утрачивающему,

угрожает опасность развеяться.