любой из которых влечёт за собой нарушение Гармонии Великого Аккорда Мироздания [к XIV] [к XLII] [к LVI] [к Послеслов.].
V.Небо-Земля не милосердны [к LX].
Для них всё сущее - что собаки и травы.
Постигший истину не милосерден.
Ему простолюдье - что собаки и травы.
Пространство между Землёй и Небом -
не сходно ль с кузнечным мехом?
Пусто, но не сжимается.
Преображается, но выделяет всё больше.
Многословие полагаю излишним.
Лучше придерживаться Середины.
VI.
Святое Ущелье Бессмертное -
вот Изначальное Женское.
Створ Изначального Женского -
вот Неба-Земли Корень.
Я нежен и бережен, подобно хранителю.
Пользуюсь Им без усилия.
VII.
Небо - вечно.
Земля - долговечна.
Отчего они вечны ли, долговечны?
Ибо не для себя рождают,
оттого плодоносят вечно.
Вот отчего постигший
плоть свою отстраняет,
Плоть - пропуская;
плотью своей небрегает,
Плоть - оберегая.
Разве так оттого,
что Я отвергает?
Напротив,
лишь так своё Я совершенствует.
VIII.
Высшее благо подобно воде.
Вода благоволит всему сущему,
но - ни с кем не соперничая.
Обитает в местах,
полагаемых многими низменными.
Оттого приближена к Дао.
Место благого - внизу.
Сердце его - бездонно.
Дары его - благотворны.
Слова его - доверительны.
Дела его - дружелюбны.
Преображения - своевременны.
А поскольку ни с кем не соперничает.
то и не выделяется [к LX].
IX.
Чем восполнять, удерживая,
лучше уж дать иссякнуть.
Спрятанное, но острое, -
не утаить долго.*
Золотом и нефритом выстланные покои -
нет устеречь способных.
Богатство, знатность, надменность -
недуги, к коим стремятся.
Дела вершить, своё отстраняя, -
Путь Неба.
X.
Спокойствие духа хранить,
объемля Единое,
возможно ль не уединяясь?
Сбирая Ци,
обретая мягкость,
возможно ли стать Младенцем?
Омыть и очистить
изначальное восприятие
возможно ли безупречно?
Любить народ,
выправлять государство
возможно ли без ведания?
Врата Небес
отворять-затворять
возможно ли без Женского?
Постичь и познать
четыре Простора*
возможно ли без воздействия?
Порождать и взращивать,
порождать, но не владеть.
свершать, но не притязать -
такова Дэ Изначальная.
----------------
* Ср. русское Шила в мешке... ------------------
* Юг, Север, Восток и Запад.
XI.
Тридцать спиц колеса
объединяют единою ступицей,
собою являющей Небытие.
Бытие повозки - применение Небытия.
Формуют глину,
дабы сделать кувшин,
собою являющий Небытие.
Бытие сосуда - применение Небытия.
Пробивают в стенах
окна и двери,
собою являющие Небытие.
Бытие жилища - применение Небытия.
Отсюда:
Бытие создаёт полезность,
Небытие - применимость.
XII.
Разноцветие - ослепляет.
Разнозвучие - оглушает.
Разновкусие - портит вкус.
Охота, скачки -
приводят в неистовство.
Труднодоступные вещи -
приносят вред.
Вот отчего постигший
внутренним занят -
не занят зримым.
Минует то, избирая Это.
XIII.
Благосклонность, немилость -
трепет единый.
Знатность, страданье -
для плоти едино.
Что означает:
Благосклонность, немилость -
трепет единый?
Благосклонность ввергает в зависимость.
Обретенье её - трепет.
Утрата её - трепет.
Вот что значит:
Благосклонность, немилость -
трепет единый.
Что означает:
Знатность, страданье -
для плоти едино?
Причина тягчайшего
из моих страданий -
в обладании плотью.
Не имей я плоти,
где взяться страданью?
Отсюда:
знатный,
плотью своей полагающий Поднебесную,
может равно
опереться на Поднебесную;
влюбленному,
плотью своей полагающему Поднебесную,
может равно
довериться Поднебесная.
XIV.
Вглядываюсь - не узрю.
Именую же: Заурядное.
Вслушиваюсь - не внемлю.
Именую же: Умолкнувшее.
Схватываю - не нащупываю.
Именую же: Неосязаемое.
Три в отдельности - непознаваемы,
но, сплетаясь, - творят Единое.*
Верх Его - не сияет.
Низ Его - не зияет.
Нескончаемый Неименуемый
Шнур Плетения, возвращающего
к Постоянному Не-имению.
Такова Форма Бесформенная,
Облечённое Без-Обличие.
Таково Смутно-Неясное.
Встречно следуя -
лик не вычленишь.
Вслед ступая -
спины не выявишь.
Цепко следуя Дао Древнему,
дабы ныне - бытийным править,