элементал, который будет виться над ним и выискивать слабое место, через которое он сможет действовать, а если это чувство постоянно, то такое существо может постоянно им подпитываться, что позволит ему продолжить свою нежелательную деятельность на долгий срок. Однако, он не может возыметь действия на человека, к которому направлен, если в этом человеке нет склонности, которую он сможет питать - ему нужна как бы точка опоры для рычага. От ауры человека чистых мыслей и добродетельной жизни все такие влияния сразу отскакивают, не найдя, к чему прикрепиться, и в этом случае, по любопытному закону, со всей своей силой действуют отдачей на своего создателя. Предположительно, в нём они находят самую сродную себе сферу деятельности, и таким образом карма его злых желаний сразу же осуществляется посредством тех самых существ, которых он сам вызвал к существованию.
Однако, иногда случается, что такой вот искусственный элементал по разным причинам не может разрядить свою силу на свою цель или на своего создателя, и в таких случаях он становится чем-то вроде блуждающего демона. Он легко притягивается ко всякому, кто потворствует чувствам, подобным породившим его, и готов стимулировать их в этом человеке, дабы извлечь из него больше сил, равно как и изливать на него через любую открытую им щель свой запас зловредного влияния. Если он достаточно силён, чтобы захватить чью-нибудь использованную оболочку и жить в ней, то часто это делает, поскольку обладание таким временным домом позволяет ему более экономно расходовать свои ужасные ресурсы. В такой форме он может проявиться через медиума и, маскируясь под чьего-либо хорошего знакомого, приобрести влияние над людьми, над которыми у него иначе было бы мало власти.
Вышесказанное только покрепит сделанное ранее указание о важности строгого контроля над мыслями. Многие благонамеренные люди, тщательно исполняющие долг к своим ближним в том, что касается слов и дел, склонны считать, что уж их мысли-то являются их собственным делом, а потому позволяют им буйно разбегаться в самых разных направлениях, совершенно не подозревая о полчищах зловредных созданий, которых они запускают в мир.
Точное понимание действия мыслей и желаний по созданию искусственных элементалов будет для таких людей ужасающим открытием, и с другой стороны, оно станет величайшим утешением для многих преданных и благодарных душ, подавленных тем чувством, что они не могут ничем ответить на доброту своих благодетелей. Ведь дружественные мысли и добрые намерения одинаково легко и действенно может послать и бедный, и богатый, и в силах почти каждого человека, если он только возьмёт на себя труд, создать практически доброго ангела и всегда держать его рядом с теми, кого он больше всего любит - рядом с братом или сестрой, другом или ребёнком, в какой бы части света они ни находились.
Много раз любящие мысли и молитвы матери превращались в такого ангела-хранителя для ребёнка, и за исключением тех почти невозможных случаев, когда в ребёнке нечему было откликнуться на это хорошее влияние, несомненно давали ему помощь и защиту. Таких хранителей часто можно увидеть при помощи ясновидения, и были случаи, когда у какого-нибудь из них было достаточно силы для материализации, и он становился на время виден физическому зрению.
Здесь заслуживает упоминания тот любопытный факт, что даже после перехода матери в небесный мир, любовь, изливаемая ею на детей, которых она воображает вокруг себя, действует на них, хотя они ещё живут в нашем мире, и часто поддерживает охраняющий элементал, который она создала ещё будучи на земле, пока сами дети тоже не уйдут с земного плана. Как замечает Е. П. Блаватская, её любовь всегда будет ощущаться детьми, которые во плоти, она проявится в их снах, а часто и в различных событиях, в защите и избавлении будто силой провидения - ведь любовь это мощный щит, и не ограничена ни временем, ни пространством (Ключ к теософии, с. 116). Однако, не следует приписывать все истории о вмешательстве ангелов-хранителей действию искусственных элементалов, поскольку во многих случаях такими ангелами оказываются как живущие, так и недавно отошедшие человеческие существа, а иногда, хотя и редко - дэвы (См. Невидимые помощники, с. 31).
Эта способность искреннего желания, особенно при частом повторении, создавать искусственный элементал, всегда стремящийся к его исполнению, является научным объяснением того, что набожные, но нефилософски мыслящие люди называют ответом на молитву. Бывают случаи, хотя сейчас они редки, когда карма