применении внутренних способностей отошлём к книге Ясновидение.
О формировании и эволюции души посоветуем Рождение и эволюцию души, А. Безант, Рост души А. П. Синнетта, и мои собственные книги Христианская вера и Человек видимый и невидимый.
О духовной же эволюции человека - В преддверии храма и Путь ученичества А. Безант, а также заключительные главы моей маленькой книжки Невидимые помощники.
Глава V
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
Так как вначале самые тонкие вибрации не могут воздействовать на душу, она сначала должна облечься в покровы из более грубой материи, через которую могли бы подействовать более грубые вибрации. И таким образом, она последовательно принимает ментальное, астральное и наконец в физическое тело. Это и есть рождение или воплощение - начало физической жизни. В течение этой жизни с помощью физического тела к человеку приходят всевозможные опыты, и из них он должен извлечь определённые уроки и развить в себе некоторые качества.
Через некоторое время он начинает снова сосредоточивать все свои силы внутри себя и сбрасывать постепенно один покров за другим. Первым из этих сброшенных покровов является его физическое тело, и это сбрасывание покровов есть то, что мы называем смертью. Это - вовсе не конец его деятельностей, как мы в нашем неведении предполагаем, это лишь временное прекращение определённого усилия, причём человек уносит с собой все результаты этого усилия; но через некоторый период сравнительного покоя он снова сделает другое усилие подобного же рода.
Таким образом то, что мы обыкновенно называем жизнью человека, есть лишь один день в его истинной обширной жизни, один день в той школе, где он выучивает определённые уроки. Но так как одной короткой жизни в семьдесят или восемьдесят лет недостаточно для того, чтобы дать ему возможность выучить все уроки, которым может научить этот удивительный и прекрасный мир, и так как Бог хочет, чтобы он выучил их в своё время все, - необходимо, чтобы он возвращался снова и снова на землю и проходил через то школьное обучение, которое мы называем жизнями, переходя из класса в класс при разнообразных обстоятельствах до тех пор, пока все уроки не будут выучены. А затем эта подготовительная работа будет окончена, и человек перейдёт к более высокой и более славной доле, к тому истинно божественному творчеству, для которого вся земная жизненная школа постепенно подготовляла его.
Вот что называется учением о перевоплощении или возрождении, и это учение было широко распространено среди древних цивилизаций, и даже теперь его придерживается большинство человечества. Вот что говорит Юм об этом учении:
То, что не тленно, должно быть также и не рождено. Следовательно душа, как бессмертная, должна была существовать до рождения тела... Переселение душ есть, следовательно, единственная система мысли, касающаяся этого вопроса, к которой может прислушиваться философия.1
А Макс Мюллер, говоря о теории перевоплощения в Индии и Греции, выражается так: Они покоятся на основе, которая, если бы была изложена менее мифологическим языком, могла быть выдержать строжайшую философскую проверку.2 В своей последней, посмертно опубликованной работе этот великий ориенталист возвращается снова к доктрине перевоплощения и заявляет, что он лично верит в неё.
Со своей стороны, Гексли пишет: Подобно учению об эволюции, учение о переселении душ имеет свои корни в мире реальностей; оно опирается на всё то, что закон аналогии может дать доказательного для подтверждения его истинности.3
Из этого явствует, что как древние, так и современные мыслители признают гипотезу о перевоплощении заслуживающей самого серьёзного внимания.
Но ни одной минуты не следует смешивать её с невежественным учением, по которому душа в своей эволюции может пойти назад и сделаться душою животного. Нет, подобный регресс совершенно невозможен. Раз человек существует, т.е. человеческая душа, живущая в том теле, которое мы в нашей литературе называем телом причинности4 - какие бы заблуждения она не совершала, сколько бы не пропускала благоприятных случаев для развития, для неё невозможно вернуться к тому, что является низшим царством природы. Если человек лениво учится в школе жизни, ему придётся снова и снова приниматься за то же урок, пока он не усвоит его в совершенстве, ибо прогресс человечества обеспечен, хотя иногда он бывает чрезвычайно медленен. Несколько лет тому назад в одном журнале очень хорошо была выражена суть этого учения:
Один мальчик пришёл в школу; он был совсем маленький. Всё, что он