Блаватская

Голос безмолвия. Семь врат. Два пути

я знала тридцать девять наизусть. Чтобы перевести остальные, я должна была обратиться к записям, разбросанным по весьма большому количеству бумаг и записок, накопившихся за последние двадцать лет и никогда не приведенных в порядок, так что это было бы весьма нелегкой задачей. Помимо этого, не все из них могли бы быть переведены и поведаны миру, слишком себялюбивому и слишком привязанному к чувственным восприятиям, чтобы быть в какой-либо мере достойным и способным правильно принять столь возвышенное этическое учение. Ибо только человек, упорно и серьезно ищущий самопознания, будет охотно внимать подобным указаниям.

И все же именно такие этические учения заполняют бесчисленные тома восточной литературы, в особенности в Упанишадах. Убей всякое стремление к жизни, - говорит Кришна Арджуне. Стремление это пребывает только в теле, в орудии воплощенного я, не в самом Я, которое вечно, неразрушимо, которое не убивает и не может быть убито (Kathopanishad). Искорени ощущения - учит Sutta Nipata; взирай одинаково на радость и на горе, на выигрыш и на потери, на победу и на поражение; и там же: ищи убежище лишь в Вечном. Уничтожь чувство обособленности, - повторяет Кришна на все лады. Ум (Manas), следующий за блуждающим чувством, делает душу (Buddhi) столь же беспомощной, как ладью, гонимую ветром по волнам (Bhagavad-Gita II 67).

В этом переводе я стремилась сохранить поэтическую красоту языка и образов, которой отличается оригинал. Насколько старания эти были успешны - об этом должен судить читатель.

Е.П.

1889

ОТРЫВОК I

ИЗ КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ

ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ

Эти поучения для тех, кому неведомы опасности низших Iddhi .

Тот, кто захочет слушать голос Nada , беззвучный звук, и постигать его, тот должен суть Dharanы изучить.

И равнодушный к внешним восприятиям, хозяина искать он должен чувств - того, кто мысль творит и зарождает Майю.

Реального убийца гордый - разум.

Пусть ученик убьет убийцу.

Ибо -

Когда представится ему вся нереальность формы собственной, подобно формам сновидений после пробужденья; когда он перестанет слушать многих, он может различить Единое - глас внутренний, что убивает внешний.

Тогда - и лишь тогда - оставит царство он Asatа - лжи, и он придет в чертоги Satа - правды.

Но прежде чем душа способна видеть, гармонии достичь должна внутри себя она, и очи плотские ко всем иллюзиям должны стать слепы.

И прежде чем душа способна слышать, глухим стать должен образ, как к раскатам громам, так и к шепоту; как к реву исступленному слонов, так и к серебристому жужжанью светляка златого.

И прежде чем душа способна постигать, и сможет помнить, ей надо слиться со Свидетелем безмолвным, подобно изваянию из глины, чьи формы были прежде были слиты с ваятеля идей.

Тогда душа услышит и сможет помнить.

И внутреннему уху станет внятен

ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ

который говорит:

Коль улыбается душа твоя, купаясь в солнце жизни, или поет она в своей личинке плоти, иль плачет, заключенная в темницу Майи, иль силится она, чтоб разорвать серебряную нить, которою она привязана к Учителю , - познай, о ученик, душа твоя от праха.

И если, распускаясь, душа твоя внимает шуму мира, иль отзывается на голос многосложный Майи , иль испугавшись вида жгучих вида жгучих слез страданий, иль оглушенная стенаниями скорби - твоя душа, подобная пугливой черепахе, сокроется под броню я - познай, о ученик, душа твоя есть недостойный храм безмолвного Владыки твоего.

Когда ж, ростя и становясь сильнее, твоя душа из верного убежища уходит и, отрываясь прочь от защищавшего ее ковчега, серебристую растягивая нить, уносится вперед, и шепчет, свой образ созерцая на волнах пространства: это я, - познай, о ученик, захвачена душа твоя в тенета обольщений .

Земля, о ученик, чертог скорбей, где по пути тяжелых испытаний есть сети, чтоб опутать я обманами великой Attavada .

О ученик неведующий, этот мир есть только мрачное преддверье, ведущее тебя к заре, предшествующей долу истинного света, который бури загасить не могут и что горит без масла и светильни.

Речет Закон Великий: чтобы достичь познанья Мирового Я , ты должен раньше ведать само я. Чтобы достичь познанья Я такого, ты должен отдавать себя - Не я, и бытие отдать небытию; тогда лишь сможешь ты меж крыл Великой Птицы отдыхать. О, сладок отдых на крылах Того, что не рождалось и не умирает, но что есть Aumсквозь вечность времени .

Воссядь на Птицу Жизни, если хочешь знать

Отдай ты жизнь свою, коль хочешь жить

Усталый странник! Через три чертога ведет твой путь к конечной цели. По трем чертогам, о ты,