от других эго и имеющим интересы, которые им противоречат. Далее, самомнение проявляется не только в форме самодовольства. Его можно найти и в великом смирении, ибо комплекс неполноценности в такой же мере является определенной гранью самомнения, как и комплекс превосходства. Но Огонь подлинного Знания рано или поздно сжигает все.
В описании личных и явно внутренних событий использования личного местоимения первого лица трудно избежать, и его устранение едва ли придаст записи научную точность. Подобные события - это всегда 'мой опыт' какого-то индивидуума. Но это кажущееся самомнение проявляется не в одной лишь записи. Я вновь и вновь говорю в плане уверенности, а не гипотетически или экспериментально. Я не скрываю уверенность в форме, которая лишь предполагает возможность или вероятность.
Далее, уверенность категорична, а не гипотетична. Но если я иногда говорю: 'Таким образом, я знаю', то Знание это не следует смешивать со знанием в сфере гипотетического, которое более связано с возможным, чем с действительным. В области гипотетического дискуссия может затихнуть только в результате полной логической демонстрации. Без такой демонстрации гипотетическое знание является лишь мнением. Далее, я не проявляю категорическую уверенность относительно объективного эмпирического знания, такого, например, которое составляет область физики. Здесь лучшим авторитетом является развитое искусство наблюдения, а результаты в любом случае имеют лишь относительную точность. Большее развитие умения может изменить их. Писать в такой области имеет смысл лишь тогда, когда это представлено экспериментально в явной или косвенной форме. Подлинные ученые большей частью действительно весьма осторожны в этом отношении, в особенности, когда предлагаются рабочие гипотезы. В конце концов, я не утверждаю Высшую Силу, подразумеваемую в заявлении 'Я поддерживаю эту вселенную', как некий атрибут личного или относительного человека. Все силы в своем объективном проявлении в пространстве и времени соотносятся с возможностями инструмента, а возможности эти могут быть большими или малыми, но, во всяком случае, это вопрос степени.
С категорической уверенностью я Знаю только то, что относится к одному лишь Смыслу. Я не знаю, будет ли мое формальное выражение самым верным из возможных. Более того, я мог бы сам найти недочеты в этом формальном выражении себя, но не вижу, как его можно было бы существенно улучшить. В большей части написанного здесь, я отталкивался от Смысла. Я все более и более нахожу тот же смысл, выраженный часто в совершенно иной форме другими, которые также Признали свою собственную Подлинную Сущность. Я - один, и в то же время Я - все другие, особенно те другие, которые Познали Себя (Признали 'Я'). Это 'Я' с большой буквы звучит так же, как эгоистическое 'я', но означает оно нечто совсем иное. И далее, это только с эгоистической точки зрения Трансцендентное Сознание кажется Знанием 'я'. На высшем уровне и 'я' и 'ты' пропадает. Эгоистическое 'я' есть лишь некая точка, отличающаяся так называемым социальным положением, но не величием. Оно подобно нулю в анализе. Но Трансцендентное 'Я' есть в равной мере и точка, и все Пространство. Его математическим символом был бы и нуль и бесконечность. Теоретически возможен подход к Трансцендентному Сознанию через рассеяние, распространяющееся повсюду, равно как и через концентрацию в точке или в 'Я', но его практическая польза сомнительна. Из всего этого должно быть ясно, что Трансцендентное 'Я' есть все что угодно, только не самомнение.
Приличие могло бы подсказать более скромную форму выражения. Но следовать таким путем значило бы по существу впасть в отрицание, вроде Св. Петра. Ибо, боясь слушавших его, Петр сказал: 'Я не знаю Его', и таким образом не выдержал испытания. Петр знал своего Господа, но отказался отождествить себя с Ним во время допроса. Это не было почитанием Господа, совсем наоборот. Я узнал своего Господа, который есть 'Я', и в то же самое время подлинное Я всех тварей, и предпочел признать это 'Я' перед людьми, ибо я не стыжусь его. Может быть, это Признание поможет пробудить свет 'Я' в других. Во всяком случае, надежда на это является единственной причиной создания этого выражения вообще.
42. МНОГИМИ ПУТЯМИ
Многими Путями приходят они ко мне.
Мне все равно, каков Путь, лишь бы они пришли.
Я во всех, но не все - во Мне.
Я хочу, чтобы никто не задерживался во мраке внешнего.
Я хочу, чтобы никто не страдал в муках, вызванных самим собой.
Есть ко Мне краткие и прямые Пути, другие - долги и мучительны.
Разве