нам успех в будущем. Сейчас мы знаем намного больше, чем - за исключением узкого круга мудрецов и мистиков - знали пятьсот лет назад. Мы открыли огромное количество законов природы, которые пока, правда, не можем применять, и неизмеримо дальше продвинулись в познании 'вещей как они есть' (я намеренно выбираю это выражение).
Тем не менее, нам ещё предстоит открывать царство тайного, и перед нами по-прежнему множество проблем. Это и проблема нашей частной жизни, какой бы она ни была, и проблема того, что обозначают широким термином 'не-Я', включающим наше физическое тело, наше окружение, обстоятельства и условия жизни. А если у нас интроспективный склад ума, то у нас будет и проблема собственного набора эмоций, мыслей, желаний и инстинктов, которыми мы контролируем свои действия. Это и множество групповых проблем: зачем нужны страдания, голод, боль? Почему во всём мире царят ужасающая нищета, болезни и трудности? Какой смысл всего, что окружает нас, и к чему ведут мировые события в целом? Какая судьба уготована роду человеческому, каково его происхождение и где искать ключи к пониманию его нынешнего состояния? Существует ли что-либо ещё помимо этой единственной жизни и представляет ли очевидное и материальное 13] исключительную ценность? Подобные вопросы однажды обязательно возникают в каждом уме и испокон веков волновали мыслителей.
Немало ответов предлагалось на эти вопросы, и при их рассмотрении мы видим, что все они подразделяются на три основные группы, предлагающие три основных решения.
Первое: реализм, или - другое название этого учения - материализм. Данная школа утверждает, что 'наше сознание даёт нам подлинное представление о внешнем мире', что вещи именно таковы, какими мы их видим, и что материя и сила, какими мы знаем их, суть единственная реальность, и человек не может выйти за пределы осязаемого. Он должен довольствоваться собственным знанием известных фактов или их научным толкованием. Это вполне оправданный взгляд, но из-за своей недостаточной глубины приемлемый не для всех. Отказываясь исследовать что бы то ни было, помимо того, что можно продемонстрировать и проверить, этот метод останавливается там, где возникает вопрос: 'Это так, но почему?' Он не учитывает многого из того, что известно среднему человеку и принимается им как истина, даже если последний и не может объяснить, почему считает это истиной. Люди повсюду признают точность 14] фактов реалистического учения и науки о материи, но инстинктивно чувствуют, что за очевидным объективным проявлением находится некая животворная сила и определённая цель, которые нельзя объяснить в рамках одной лишь материи.
Второе: точка зрения, которая лучше всего определяется, пожалуй, словом 'сверхъестественное'. Человек начинает признавать, что вещи, всё-таки, не совсем то, чем они кажутся, и что в них остаётся много необъяснимого. Он постепенно сознаёт, что и сам он не просто совокупность физических атомов, материальное нечто, и не одно лишь осязаемое тело, но скрывает в себе сознание, силу и психическую природу, которая связывает его со всеми остальными людьми и с силой вне его, которой необходимо найти объяснение. Этот взгляд лёг в основу эволюции таких точек зрения, как, например, христианская и иудейская, помещающих Бога за рамками Солнечной системы - Бога, Который создал её, но остался вне её. Согласно этим воззрениям мир был сотворён Могуществом, или Существом, Которое создало Солнечную систему и ведёт миры в правильном направлении, держа нашу малую человеческую жизнь в Своих руках и 'нежно подталкивая' всё сущее к некой скрытой цели, которую своим ограниченным умом мы не в состоянии 15] понять даже частично. Эта религиозная точка зрения, объясняющая всё с позиций сверхъестественного и основанная на растущем самосознании индивида и на признании им собственной божественности. Как и учение реализма, она отражает истину лишь частично и нуждается в дополнении.
Третье направление развития мысли можно назвать идеалистическим. Данное учение кладёт в основу всего проявления эволюционный процесс и отождествляет жизнь с космическим процессом. Такой взгляд представляет собой полную противоположность материализму и полагает сверхъестественное божество (о котором говорят приверженцы религии) великим Существованием, или Жизнью, эволюционирующей посредством вселенной, так же как человек развивает своё сознание посредством объективного физического тела.
Три эти теории - откровенно материалистическая, чисто сверхъестественная и идеалистическая - отражают три основных направления развития