и приходят к нам в стремлении развить, возвысить нас. Этот этап становится результатом проделанной нами самими необходимой работы, и ничто не может помешать его наступлению, потому что это наше право. Уже достигшие могут и обязательно будут помогать нам и поддерживать нас, но Их руки будут связаны, пока мы не выполним свою часть работы. Ничто из того, что мы делаем для увеличения своей полезности миру, ни единое усилие по построению лучших тел, по достижению самоконтроля и оснащению своего ментального тела не пропадает даром. Всё это пополняет тот собираемый нами общий итог, который когда-нибудь приведёт нас к великому откровению, и каждое наше усилие - каждого часа и дня - увеличивает поток энергии, которая принесёт нас к посвящению. Слово 'посвящение' ('initiation') означает 'войти в'. Это просто означает, что посвящённым является тот, кто сделал первые шаги в духовном царстве и получил первые духовные откровения, каждое из которых есть ключ к ещё большему откровению.
ЛЕКЦИЯ VI
ЦЕЛЬ ЭВОЛЮЦИИ
119] Называя данную лекцию 'Цель эволюции', я не чувствую никакой уверенности, поскольку понимаю, что могу изложить вам одни только предположения, основанные на моём воображении. И это естественно, так как конечный ум не в состоянии точно постичь план Божества. Всё, что мы можем, это изучить историю прошлого, проанализировать нынешнее положение вещей и установить, насколько возможно, тенденции развития человечества и природы, а затем логически вывести различные этапы и стадии. На основе собранных фактов и знаний мы можем построить гипотезу о возможной цели, но не более того.
Как я уже говорила в первой лекции, в наших беседах об эволюции мы, в общем-то, рассматриваем предположения и возможности. Что-то мы определённо знаем, а что-то устанавливаем по ходу, ведь даже 120] научные выводы, например, те, о которых так много говорили и на которых настаивали ещё сорок лет назад, уже не считаются бесспорной истиной, не используются и не отстаиваются с таким упорством, как прежде. Наука сама с каждым годом убеждается в относительности своих знаний. Чем больше человек постигает и узнаёт, тем шире раздвигается его горизонт. Сейчас учёные пытаются проникнуть на тонкие планы материи, то есть в сферы недоказанного, и мы должны помнить, что ещё совсем недавно наука не признавала их существования. Мы выходим за границы того, что называется 'твёрдой материей', в те сферы, которые подразумеваются, когда мы говорим об 'энергетических центрах', 'отрицательной и положительной силе', 'электрическом явлении', и при этом всё в большей степени акцентируется качество, а не то, что называется субстанцией. Чем дальше мы заглядываем вперёд, тем более объемлющими становятся наши предположения, и чем настойчивее мы будем пытаться объяснить телепатические, психические и прочие феномены, тем глубже сможем проникнуть в пока ещё субъективные и подсознательные сферы и тем настоятельнее будет для нас необходимость выражаться в категориях качества или энергии.
Если мы сможем объяснить то, что необычно и пока необъяснимо для нас, и удостовериться в реальности оккультного, 121] то окажемся в почти парадоксальном положении. Субъективное будет постепенно становиться для нас объективным.
Тема, к которой я хочу перейти теперь, касается нас самым непосредственным образом: это достижение человеком того группового сознания, которое является его целью, и последовательные расширения его малого сознания, пока оно не вместит то великое сознание, которое включает его в себя. Вы помните, что, объясняя разницу между самосознанием, групповым сознанием и сознанием Бога, я указала, что маленький атом субстанции в физическом теле - крохотная централизованная жизнь, входящая в состав человеческой формы, - соответствует самосознанию человека; что жизнь физического тела, рассматриваемая во всех его аспектах как единое целое, для этой маленькой независимой ячейки является тем же, чем для нас является групповое сознание; и что сознание реального человека - насыщающей сущности, заключённой в тело, - для этого атома то же самое, что для нас сознание Бога, необъяснимое и столь же далёкое. Распространив эту концепцию атома в нашем теле и его отношения к человеку, мыслителю, на человеческий атом как ячейку в ещё большем теле, мы увидим радикальное отличие между этими тремя типами сознания.
122] Очень интересная аналогия просматривается между эволюцией атома и человека (а, значит, и планетарного Божества, и Солнечного Логоса) в процессе раскрытия обоих. Мы видели, что атом имеет собственную атомную жизнь