совершенно не то, что сознание самого человека, и понять это не сложно. Если мы допускаем, что человек - лишь клетка в большей сфере, то разве нельзя допустить существование сознания, которое по отношению к человеку является тем же, чем сознание самого человека является по отношению к отдельной клетке его тела? Не ожидает ли нас впереди достижение большего сознания в том же смысле, как и атом субстанции может однажды достичь человеческого сознания? Не это ли имел в виду Браунинг, говоря: 'И человечество сотворено из всех людей отдельных; история закончится их синтезом'. Здесь он выдвигает концепцию большего Человека, который синтезирует в себе все меньшие единицы, или является их совокупностью. Может быть, этим синтезом служит та великая Жизнь, или планетарная Сущность, Которая является источником нашего планетарного проявления и являет Собой совокупность группового сознания. Я полагаю, что как самосознание составляет цель всех 92] дочеловеческих форм жизни, а групповое сознание, или сознание Небесного Человека, составляет цель человека, так и для самого Небесного Человека тоже должна быть цель, которая для Него может состоять в развитии сознания Бога. Так для Него начинается борьба за развитие сознания Солнечного Логоса.
Итак, от простейшего атома до самого Божества можно проследить единство сознания. И перед нами открывается прекрасная картина и широчайшие возможности. Это демонстрирует жизнь Бога в её тройственном проявлении и постоянно расширяющемся сознании. Мы видим её сначала пребывающей в атоме субстанции, затем расширяющейся посредством формы и достигающей одной из своих кульминационных точек в человеке. Мы видим, как в своём эволюционном движении она достигает планетарного сознания, объединяющего в себе все сознания на планете Земля. А далее мы видим, как она развивается в ту фундаментальную Жизнь, которая синтезирует все планетарные эволюции в своей великой сфере, Солнечной системе. Обобщая, мы получаем четыре вида интеллектуальной активности, которые можно определить как сознание, самосознание, групповое сознание и сознание Бога и которые проявляются в атомах четырёх видов: химическом атоме и всех атомных формах, человеческом атоме, планетарном атоме и, 93] наконец, всеохватывающем солнечном атоме. Дочеловеческие виды жизни одушевляют все атомные формы от атома субстанции до высших животных; человеческая жизнь, мыслитель, одушевляет человеческий атом; Небесный Человек одушевляет планетарный атом; великая Жизнь Солнечной системы, Которую христианин называет Богом, или Логосом, одушевляет солнечный атом.
Вот как выражает эту мысль о постепенном расширении сознания человека в нечто более великое и вмещающее Браунинг:
'Когда-нибудь всё человечество достигнет совершенства,
Которое определёно человеку,
Ведь его творенье свою имело цель.
Но в совершенном человеке возникает
Стремленье к Богу. Предсказанья предвещали,
Что к достиженью близок человек; и возникали у него
Священные предчувствия, и символы, и лики
Из будущего чуда, что грядёт,
К которому стремится в вечном цикле жизнь.
Переступает человек природные свои ограниченья
И обретает новые надежды и заботы, что быстро вытесняют
И радости его, и огорченья; он перерастает
Понятья узкие хорошего, плохого, что увядают
Перед безмерной жаждою добра, в то время, как покой
Растёт внутри него всё больше.
94] Такие люди и сейчас есть на земле -
Невозмутимые среди несовершенных,
Которые должны быть ими спасены и к ним присоединиться'.
ЛЕКЦИЯ V
ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ
97] На прошлой неделе мы рассмотрели - конечно, весьма недостаточно - эволюцию человека, мыслителя, временного обитателя тел, использующего эти тела во время цикла эволюции. Мы увидели, что он является итогом всех предшествующих ему эволюций. К изучению эволюции человека нас подвели две лекции, в которых мы сначала коснулись субстанции, или атомной материи до построения из неё формы, и крошечного атома до включения его в состав какого-либо средства выражения, или проводника. А затем мы говорили о построении форм посредством великого закона притяжения, заставляющего атомы собираться вместе, соединяться в определённом порядке и вибрировать в унисон, в результате чего и образуются формы, или совокупности атомов. Мы увидели, что атомная субстанция представляет один аспект Божественности, Божества, центральной Силы, или энергии, Солнечной системы, проявляющейся как аспект интеллекта, и увидели также, что в формальном аспекте природы проявляется другое качество Божества, качество любви, или притяжения, связующая