одной очень древней оккультной книге, настолько древней, что дату её написания установить невозможно. Согласно этому определению человек это 'Жизнь и жизни'. Мы видели, что атом - это жизнь, проявляющаяся посредством малых сфер, центром которых она является. Мы также видели, что каждая форма в минеральном, растительном и животном царствах представляет собой совокупность жизней. А теперь мы можем подняться на следующую ступень великой лестницы эволюции и увидеть, что человек есть логическое следствие, вырастающее из этих более ранних ступеней развития. Сначала первичная субстанция, энергия, по природе своей наделённая интеллектом; затем атомная материя, своей разнообразной активностью образующая сочетания элементов; далее форма - скопление атомов, и так до обитателя этой формы, которому присущи не только активный интеллект, притяжение и любовь, но и целенаправленная воля. Этот внутренний 'обитатель' овладел формой, когда она достигла некоторой степени готовности и когда составляющие её 85] жизни развили способность откликаться на определённые вибрации. Теперь он использует её и в сфере собственного влияния повторяет работу атома материи, однако проявляет себя не одним, не двумя, а тремя путями. Поэтому человек воистину носит в себе то, что христианин назвал бы 'образом Божьим'. Ибо - и это должно быть очевидно всем мыслящим людям - единственный путь познания Бога для нас пролегает через изучение Его природы, или Его психических качеств. Мы знаем Бога как интеллект, мы знаем Его как любовь, или великую силу притяжения Солнечной системы, и мы знаем Его как великую волю, или намерение, лежащее в основе всякого проявления. В каждом Священном Писании мира Божество изображается в этих трёх аспектах и описывается как проявляющееся через природу этим тройственным образом.
Эволюция субстанции - это постепенный рост, который со временем дополняется медленным выявлением внутреннего субъективного качества жизни Бога, демонстрирующего суть Его природы. Сначала проявляется один аспект, затем медленно выявляется другой, и, наконец, третий; венчает этот процесс появление изумительного завершённого их сочетания - человеческого существа. Человек синтезирует и сочетает эти три аспекта, объединяя их в себе. Он заключает в себе всю сумму божественных свойств, которые пока, правда, большей частью находятся в зачаточном состоянии. В своём эволюционном 86] цикле он должен повторить те же процессы, которые проходит обычный атом. Вначале атом поглощён своим внутренним движением и лишь позднее притягивается к другим атомам для того, чтобы объединиться и слиться с ними в группу; так и человеческий атом должен найти своё место в более обширной форме.
Итак, рассмотрим, как протекает процесс эволюции у человека. Мы видели, что в человеке сходятся три направления и что он представляет собой точку синтеза, где пока доминирует один аспект - аспект интеллекта, только начинает ощущаться второй аспект - аспект любви-мудрости, и в самом зародыше находится высший аспект - духовная воля.
Почти все мы воспитаны на вере в так называемое 'грехопадение человека'. Сегодня мало кто верит в историю падения, как она излагается в третьей главе Книги Бытия; большинство из нас считают этот рассказ аллегорическим. Но что за оккультная истина лежит в основе этого любопытного рассказа? Дело в том, что истина о падении духа в материю была сообщена младенческому уму человека иносказательно. Процесс схождения трёх аспектов протекает двойственным образом. Мы наблюдаем падение в материю сущности, центральной жизни, воплощение духа, а затем 87] выход этой жизни, или духа, из материи в более совершенном виде и обогащённой всем тем, что она получила благодаря использованию формы. Экспериментирование с материей, пребывание в форме, энергетизация субстанции, изгнание из Эдемского сада (то есть, оттуда, где нет возможностей для необходимого развития) и скитания блудного сына на чужбине суть различные этапы развития, иносказательно описанные в христианской Библии, в ходе которых человек обнаруживает, что является не формой, а тем, кто использует форму. Он - интеллект, а, значит, создан по образу третьего Лица Троицы; он - любовь, и когда-нибудь станет совершенным проявлением аспекта любви Божества и вместе со своим старшим Братом, Христом, в ответ на просьбу: 'Господи! покажи нам Отца' сможет сказать, что 'видевший Меня видел Отца',12 потому что Бог есть Любовь; и, наконец, через него проявится высший аспект, воля Бога, и он будет совершенным, как совершенен Отец его Небесный.13
Эволюция человека повторит