расширенное сознание.
Мы можем рассмотреть эти конкретные этапы и очень кратко обсудить их. Сначала обратимся к процессу инволюции. Это период, во время которого происходит ограничение жизни в форме, или оболочке, - длительный и медленный процесс, протекающий миллионы и миллионы лет. Этот огромный цикл проходят все виды жизни. Это касается и жизни Солнечного Логоса, проявляющегося через Солнечную систему, и жизненного цикла планетарного Духа, проявляющегося через такую сферу, как наша планета Земля, и той жизни, которую мы называем человеческой; все они своей энергией вовлекают в этот процесс и ту мельчайшую жизнь, что функционирует в химическом атоме. Это великий процесс становления, делающий возможным существование и само бытие. За этим периодом ограничения, всё более плотного заключения и всё более глубокого нисхождения в материю следует период адаптации, во время которого достигается тесная взаимосвязь между жизнью и формой и который сменяется периодом совершенствования этих внутренних взаимоотношений. Форма при этом приходит в соответствие с жизненными потребностями и становится годной к использованию. А затем, по мере роста и расширения жизни в ней, происходит параллельная кристаллизация формы и она утрачивает своё значение как средство выражения. За периодом кристаллизации 64] следует период распада. Ограничение, адаптация, использование, кристаллизация и распад составляют этапы, которые проходит жизнь сущности, или воплощённая идея того или иного масштаба, стремящаяся к выражению через материю.
Давайте посмотрим, как это происходит в связи с человеческим существом. Процесс ограничения особенно заметен на примере принятия физической формы и на примере тех начальных исполненных духа противоречия лет его жизни, когда человек полон желаний, устремлений и идеалов, которые, как ему кажется, невозможно до конца выразить или удовлетворить. Далее следует период адаптации, когда человек начинает использовать то, что имеет, и выражать себя, насколько возможно, через мириады тех меньших жизней и интеллектов, что составляют его физическое, эмоциональное и умственное тела. Он активизирует свою тройственную форму и заставляет её выполнять его требования и осуществлять его замыслы, реализуя, таким образом, его жизненный план - во благо или во зло. За этим следует этап, когда он использует свою форму, насколько позволяют его возможности, и достигает того, что мы называем зрелостью. Наконец, на последних стадиях жизни, форма кристаллизуется и человек осознаёт её неадекватность. А затем приходит счастливое освобождение, которое мы называем смертью, тот важный момент, когда 'пленённый дух' ускользает из ограничивающих стен физической формы. Наши взгляды на смерть 65] ошибочны: мы считаем её самым ужасным и необратимым событием, тогда как на самом деле это великое избавление, переход к большей активности и освобождение жизни из закристаллизовавшейся оболочки и уже неадекватной формы.
Всё это относится ко всем формам, а не только к физическому телу человека. То же самое можно сказать и о формах правительств и религий, о формах научной и философской мысли. Весьма интересно наблюдать это в нынешнем цикле. Всё находится в состоянии постоянного изменения, меняется прежний порядок, и мы переживаем переходный период. Разрушаются старые формы во всех сферах мысли, но лишь для того, чтобы освободить породившую их жизнь, которая создаст для себя что-то лучшее и более адекватное. Взять, хотя бы, старую форму христианства. Здесь во избежание недоразумений я должна сделать одну оговорку. Я не пытаюсь доказывать несовершенство самого духа христианства или ошибочность его испытанных и проверенных истин, а лишь хочу указать, что форма, через которую пытается выражать себя этот дух, уже исполнила своё предназначение и превратилась в ограничение. 66] Эти великие истины и фундаментальные идеи требуют более адекватного средства выражения. Христианским мыслителям в настоящее время нужно очень чётко отличать живые истины христианства от закристаллизовавшейся формы теологии. Христос дал животворный импульс. Он провозгласил эти великие и вечные истины и разослал их обретать форму и служить нуждам страждущего мира. Они были заключены в форму, а затем последовал длительный период постепенного роста и утверждения этой формы (религиозных догм и доктрин). Прошли века, прежде чем форма и жизнь приспособились друг к другу и христианские идеалы стали выражаться посредством этой формы. Ныне же наступил период кристаллизации, и расширяющееся христианское сознание сталкивается с теологическими