господствующий ныне страх смерти должен уступить место разумному пониманию реальности и концепции непрерывности, которая устраняет беспокойство. Я хочу также выделить идею единой жизни и единой сознательной Сущности, использующей множество тел. (17-393/4)
(4) В грядущем столетии смерть и воля неизбежно обретут для человечества новый смысл, и многие старые идеи исчезнут. Обыденно мыслящему человеку смерть представляется катастрофическим кризисом. Это обрывание и конец всего любимого, знакомого и желанного; это ошеломительный вылет в неведомое, в неопределенное, внезапное крушение всех планов и замыслов. Какой бы сильной ни была вера в духовные ценности, какими бы прочными ни были доводы ума в пользу бессмертия, каким бы убедительным ни было доказательство вечного существования, но остается сомнение, возможность абсолютного конца, исчезновения и прекращения всякой деятельности, всякой сердечной реакции, любой мысли, эмоции, желания, устремления и намерения, собирающихся вокруг центрального ядра человеческого существа. Страстное желание и решимость сохраниться, чувство непрерывности даже для самого упорного в вере держатся на вероятности, на непрочном основании, на свидетельстве других - которые на самом деле никогда не возвращаются, чтобы рассказать правду. Каждая мысль на эту тему заставляет обращаться к центральному 'Я' или целостности Божества. (18-101/2)
(5) Инстинкт самосохранения своими корнями уходит во врожденный страх смерти; благодаря этому страху раса нашла свой путь к нынешнему долголетию и выносливости. Науки, занятые сохранением жизни, современные медицинские знания и блага цивилизации - все они основаны на этом страхе. Все направлено на сохранение индивидуума и постоянство его бытия. Человечество сохраняется как вид и как царство природы благодаря этому страху, этому инстинктивному стремлению человеческой единицы к самоувековечению. (4-626)
(6) 15] Мне очень хочется, чтобы вы усвоили все сказанное мною, прежде чем мы перейдем к дальнейшим объяснениям и новому материалу. Хорошенько вникните в учение о смерти, чтобы иметь здравое представление о ней и надежно закрепить его у себя в голове. Попытайтесь изменить свою точку зрения на этот предмет и увидеть закон, цель и красоту намерения в том, что до сих пор внушало вам лишь страх и ужас.
Позднее я постараюсь дать вам некоторое представление о том, как процесс смерти воспринимается душой, совершающей акт восстановления. С вашей точки зрения это может носить спекулятивный или гипотетический характер, но в любом случае найдутся среди вас такие, кто сможет убедиться в истинности моих слов. Но, безусловно, брат мой, это будет более здраво и благотворно, более полезно и красиво, чем та тьма и безнадежность, печальные домыслы и отчаяние, которые зависают ныне над каждым смертным ложем. (17-436/7)
Часть III
Отчего не радоваться Переходу? Учитесь наслаждаться опытом, который является даром умудренной старости, и жать предстоящего вам Великого Приключения. Вы хорошо знаете - благодаря моментам высшего прозрения, - что Переход этот означает реализацию без каких бы то ни было ограничений физического плана. (6-696)
ЧАСТЬ III
(1) 17] Ниже перечислены причины того, почему ученик должен хотя бы пытаться не слишком расслабляться, но спешить несмотря на усталость (усталость, накопившуюся за годы жизни), несмотря на 'скрип' человеческого аппарата и неизбежную тенденцию, которая становится следствием постоянного служения и постоянного контакта с другими:
1. Он должен постараться перенести ритм служения и плодотворной жизни, когда - свободный от физического тела - он окажется по другую сторону покрова. В этом служении не должно быть никаких разрывов.
2. Он должен постараться насколько это в его силах сохранить непрерывность сознания работающего ученика и не допустить разрыва между нынешним уровнем своего напряжения и тем уровнем, который установится после того, как он пройдет через опыт смерти.
3. Он должен постараться так завершить эпизод этой жизни, чтобы было ясно, что он является членом Ашрама. Он не должен допускать прерываний установленных отношений и прекращения потока ашрамной жизни через себя в мир людей. Такая активность, учитывая естественный и нормальный износ физического проводника по мере его старения, задача непростая и требует определенной концентрации усилий, что усиливает напряжение, в котором всегда живет ученик.
На учениках моего Ашрама лежит двойная ответственность по твердому сохранению осознания, если можно так выразиться. Эта твердость ни в коем случае не должна