посвященные должны и в конечном итоге выражают динамическую, творческую волю, сфокусированную цель, выражающую лишь волю-к-добру, а также то непрерывное усилие, которое дает осуществление. Хочу напомнить вам здесь, что непрерывное усилие есть семя синтеза, причина достижения и то, что в конце концов побеждает смерть. Смерть на самом деле это износ во времени и пространстве и следствие тенденции материи-духа к обособлению в проявлении (с точки зрения сознания). Это непрерывное усилие Логоса и есть то, что держит все формы в проявлении и сохраняет даже жизненный аспект как интегрирующий фактор при строительстве форм и - что равным образом является актом непрерывной воли - может в целости и сохранности отделить или удалить жизненный принцип в конце цикла проявления. (16-614/5)
(16) Вы уже поняли, что мы говорили о смерти в отношении физического тела (самое знакомое событие), а также астральной и ментальной оболочек - тех совокупностей ограниченной энергии, с которыми мы не столь объективно знакомы, но существование которых признает даже психология и которые, 102] как мы полагаем, рассеиваются или исчезают со смертью физического тела. Однако понятно ли вам, что для человеческого существа главный аспект смерти это прежде всего смерть личности? Я не применяю здесь абстрактных терминов, как делают все эзотерики, работающие над упразднением качества или качеств, характеризующих личное 'я'. Они говорят об 'уничтожении' того или иного качества, об абсолютном подавлении 'низшего я' и все в том же духе. Я же говорю сейчас о буквальном разрушении, растворении, рассеянии и окончательном уничтожении этого любимого и хорошо известного личного 'я'.
Необходимо усвоить, что для жизни личности характерны следующие стадии:
1. Ее медленное и постепенное формирование на протяжение длительного периода времени. В течение многих циклов воплощений человек не является личностью. Он - просто член масс.
2. Сознательного отождествления души с личностью на этой стадии практически нет. Аспект души, спрятанный под оболочками, долгое время затмевается жизнью этих оболочек, проявляя свое присутствие только тем, что называется 'голосом совести'. Однако постепенно с течением времени набирает силу активная интеллектуальная жизнь человека и координируется энергией, поступающей из лепестков знания эгоического лотоса или из интеллектуально восприимчивой природы души на ее собственном плане. Это в конце концов приводит к интеграции трех низших оболочек в одно функциональное целое, что и делает человека личностью.
3. Жизнь личности координированного теперь человека продолжается много жизней и делится на три фазы:
a. Фаза преимущественно агрессивной жизни личности, обусловленной в основном своим лучевым типом, эгоистической по характеру и очень индивидуалистичной.
b. Промежуточная фаза, когда между душой и личностью бушует конфликт. Душа начинает стремиться к освобождению, и - в конечном счете - личность оказывается зависимой от жизненного принципа, принадлежащего душе. Иначе говоря, начинается конфликт между лучами души и личности, и война между двумя фокусированными энергетическими аспектами. Этот конфликт заканчивается при третьем посвящении.
c. 103] Все это кончается властью души, ведущей к смерти и разрушению личности. Смерть начинается тогда, когда личность, Страж Порога, оказывается перед Ангелом Присутствия, и свет солнечного Ангела затмевает свет материи. (17-505/7)
(17) Устранение мыслеформы личности
Рассматривая этот предмет (а его можно изложить лишь очень коротко) надо помнить о следующем:
1. Что мы рассматриваем лишь идею в разуме души, и имеем дело с основным фактом иллюзии, царившей на протяжение всего цикла воплощения и державшей душу в тюрьме формы. Личность открывает перед душой две возможности:
a. Душа может отождествиться с формой; это самое первое, что осознает душа, когда личность хоть как-то начинает реагировать на реальную интеграцию.
b. Возможность посвящения.
2. Что устранение мыслеформы личности, совершаемое при третьем посвящении, есть великое посвящение души на ее собственном плане. По этой причине третье посвящение считается первым главным посвящением, поскольку оба предыдущих посвящения оказывают очень малое воздействие на душу и затрагивают лишь душу воплощенную, 'фрагмент' целого.
Эти факты мало осознаются и очень мало освещались в опубликованной на сегодняшний день литературе. До сих пор акцент делался на посвящениях, воздействующих на ученика в трех мирах. Однако я разбираю именно те посвящения, которые воздействуют или не воздействуют