плотный физический проводник, ни контактировать с ним. Он может общаться с ними на астральном плане или телепатически посредством разума, если между ними есть связь, но общение, требующее применения пяти физических чувств, в силу необходимости недоступно для него. Полезно, однако, помнить, что астрально и ментально взаимодействие может быть более тесным и чувствительным, чем когда-либо прежде, ибо он свободен от ограничений физического тела. Но для этого взаимодействия есть два препятствия: это горе и сильное эмоциональное расстройство оставшихся и, в случае среднего человека, это его собственное неведение и замешательство, когда он оказывается в новых для себя условиях, хотя они на самом деле не новы, если бы только он мог осознать это. Как только люди утратят страх смерти и получат понимание посмертного мира, построенное не на галлюцинациях и истерии и не на выводах (часто неразумных) среднего медиума, говорящего под влиянием своей собственной мыслеформы (построенной им самим и кругом его слушателей), процесс смерти будет поставлен под правильный контроль. Состояние оставшихся будет тщательно регулироваться, чтобы не допустить разрыва отношений и бессмысленных энергетических потерь. (4-498/9)
(6) Следует помнить, что цель и воля души, духовная решимость быть и делать, использует нить души, сутратму, ток жизни, как средство выражения в форме. Этот ток жизни дифференцируется на два тока или две нити, когда входит в тело, и 'закрепляется', если можно так выразиться, в двух точках в этом теле. Это символизирует дифференциацию Атмана, или Духа, на два его отражения - душу и тело. Душа, или аспект сознания, то, что делает человеческое существо рациональной, мыслящей сущностью, 'прикрепляется' одним аспектом этой нити души к 'опоре' в мозге, находящейся в районе шишковидной железы. Другой аспект жизни, одушевляющий каждый атом тела и составляющий принцип сцепления 97] или интеграции, проникает в сердце и фокусируется или 'закрепляется' там. Из этих двух точек духовный человек стремится контролировать весь механизм. Это делает возможным функционирование на физическом плане и объективное существование становится временным способом выражения. Душа, пребывающая в мозге, делает человека разумной сущностью, самосознающей и самостоятельной. Он в той или иной мере осознает мир, в котором живет, в зависимости от эволюционной ступени и соответствующего развития механизма. Этот механизм имеет тройственное выражение. Прежде всего, это нади и семь силовых центров; затем три отдела нервной системы: спинномозговая, симпатическая и периферийная; и наконец эндокринная система, которую можно считать самым плотным аспектом или внешним выражением первых двух.
Душа, заключенная в сердце, есть жизненный принцип, принцип самоопределения, центральное ядро позитивной энергии, благодаря которой все атомы тела удерживаются на своем месте и подчинены 'воле к бытию' души. Этот принцип жизни использует кровь в качестве средства выражения и управляющего посредника, и благодаря тесной связи эндокринной системы с кровью мы получаем соединение обоих аспектов деятельности души, делающее человека живой, сознательной сущностью под управлением души, проявляющей ее цели во всех аспектах повседневной деятельности.
Поэтому смерть это, буквально, удаление из сердца и головы двух этих потоков энергии, за которым следуют полная утрата сознания и разложение тела. Смерть отличается от сна тем, что удаляются оба потока энергии. Во время сна удаляется лишь энергетическая нить, закрепленная в мозгу, что делает человека бессознательным. Под этим мы подразумеваем, что его сознание или чувство осведомленности фокусируется в другом месте. Его внимание направлено теперь не на материальное и физическое, но обращено на другой мир бытия и фокусируется в другом аппарате или механизме. При смерти обе нити удаляются или соединяются в нити жизни. Жизненное начало (vitality) больше не поступает с кровью и сердце не может больше продолжать свою работу, мозг не может воспринимать, и все смолкает. Дом опустел. Всякая активность прекращается, за исключением того удивительного непосредственного процесса, который является прерогативой самой материи и который выражается в разложении. Поэтому в некоторых своих аспектах этот процесс свидетельствует о единстве человека со всем материальным; он показывает, что человек - часть самой природы, а под природой мы подразумеваем тело той единой Жизни, в Которой 'мы живем и движемся и существуем'. Эти три слова - жизнь, движение, существование - заключают в себе всю историю.