Строго материалистическое решение, согласно которому в течение всего времени существования осязаемой физической формы продолжается непрерывность опыта и выражения сознательной жизни, но после смерти и последующего разложения тела никакой сознательной, действующей и тождественной самой себе личности не остается. Чувство 'я', сознание личности, отличной от всех остальных личностей, с исчезновением формы пропадает; личность считается лишь совокупностью сознания клеток тела. Эта теория отводит человеку то же место, что и любой другой форме трех царств природы. Она основана на нечувствительности среднего человеческого существа к жизни, удалившейся из материального проводника. Здесь игнорируются все свидетельства противного и утверждается, что, поскольку мы не в состоянии воспринимать (визуально) и доказать (материально) существование 'Я' или бессмертной сущности после смерти, то ее и не существует. У этой теории теперь не так много сторонников, как раньше, особенно в материалистическую викторианскую эпоху.
2. Теория ограниченного бессмертия. Этой теории еще придерживаются некоторые фундаменталистские и узко теологические школы мысли, а также небольшое число представителей интеллигенции, для которых характерна, в первую очередь, эгоистическая тенденция. По этой теории лишь те, кто достиг определенной стадии духовного развития или признают конкретный перечень 4] теологических установок, могут удостоиться дара личного бессмертия. Люди обладающие высокоразвитым интеллектом тоже иногда утверждают, что высочайшим даром для человечества является развитый, культурный ум и что обладающие этим даром наделены также и вечным существованием. Одна школа предрекает тем, кого считает духовно непокорными и кто не согласен с ее конкретными теологическими установками, либо полное уничтожению, как и материалисты, либо вечную кару, обосновывая тем самым еще одну форму бессмертия. Благодаря врожденной доброте человеческого сердца настолько мстительных и немыслящих людей, согласных с подобным положением, очень мало, и к ним, конечно, следует отнести тех, кто не желает думать сам, уходя от сознательной ответственности в слепую веру в теологические догмы. Христианское толкование ортодоксальной и фундаменталистской школ оказывается несостоятельным в свете ясного рассуждения. Один из аргументов, опровергающий их истинность, заключается в том, что христианство постулирует большое будущее, но не прошлое. Точно так по их воззрениям будущее целиком зависит от действий в этой короткой жизни и никак не учитывает особенности и различия между людьми. Это приемлемо только для теории антропоморфного Божества, Чья воля - осуществляемая на практике - дает настоящее, которое не имеет прошлого, но лишь будущее. Несправедливость этого широко признается, но непостижимая воля Божья не должна ставиться под сомнение. Миллионы людей еще придерживаются этой веры, но она уже не имеет такого влияния, как столетие назад.
3. Теория перевоплощения, знакомая всем моим читателям, становится все более популярной на Западе. С ней всегда были согласны (хотя со множеством глупых добавлений и интерпретаций) на Востоке. Это учение было столь же сильно искажено, как и учения Христа, Будды или Шри Кришны, недалекими, умственно ограниченными теологами. Быстрее, чем когда-либо прежде, принимаются и признаются основные факты, касающиеся духовного происхождения, нисхождения в материю, восхождения путем постоянных воплощений в форму до тех пор, пока эти формы не станут совершенным выражением внутреннего духовного сознания, а также ряда посвящений при завершении цикла воплощений.
5] Таковы главные решения проблем бессмертия и вечности человеческой души. Они отражают попытку ответить на извечные вопросы человеческого сердца - Откуда, Почему, Куда и Где? (17-400/2)
(6) В течение немногих следующих лет факт бессмертия и вечного существования перейдет из области сомнения в область уверенности... Никто больше не усомнится в том, что после распада физического тела человек все же остается сознательной живой сущностью и по-прежнему сохраняет свое существование за пределами физической сферы. Будет известно, что он все так же жив, по-прежнему все понимает и сознает. Это произойдет благодаря тому, что:
a. С развитием возможностей физического глаза человеческого существа... будет открыто эфирное тело;... будет видно, как люди занимают это тело.
b. С ростом числа людей, способных применять 'вновь пробужденный третий глаз', бессмертие станет явным, ибо им не составит труда увидеть человека, сбросившего свое эфирное или