в солнечном сплетении. Там они гораздо больше контролируются астральной жизнью воображения, чем бессознательной животной жизнью или жизнью сознательного желания. Они сплавляются там с силами самого солнечного сплетения и постепенно поднимаются к горловому центру, но всегда через сердечный центр. Здесь мы имеем главную точку преткновения для мистика, быстро обретающего функциональную активность. Он болезненно осознает двойственность: притяжение мира и мистического видения, божественных возможностей и способностей личности, любви вместо желания и влечения, божественных отношений вместо человеческих. Но все еще интерпретировано в терминах двойственности. Секс все еще будоражит воображение в его сознании, он не 82] занял пока сбалансированного места среди других инстинктов человеческой природы; результатом является почти патологический интерес к символике секса и к тому, что можно назвать одухотворенная сексуальная жизнь. Эта тенденция дала многочисленные примеры в писаниях и переживаниях средневековых мистиков. Мы находим такие выражения, как 'невеста Христова', 'брак в небесах', описание Христа как 'небесного жениха' и множество подобных символов и фраз. В 'Песни Песней' Соломона вы найдете мужскую интерпретацию такого в основе своей сексуального подхода к душе и ее всеобъемлющей жизни.
Эти и гораздо менее приятные примеры сексуальной психологии встречаются вперемежку с истинным и ярко выраженным мистическим стремлением и старанием, с настоящим стремлением к союзу с божеством. Причина всего этого лежит в стадии передачи. Как вы видите, низшие энергии являются предметом двух стадий передачи: сначала в солнечное сплетение, а оттуда в горловой центр. В этот период горловой центр еще недостаточно активен и недостаточно пробужден, чтобы впитать и использовать сакральные энергии. В некоторых случаях они задерживаются на пути вверх и временно удерживаются в сердечном центре, создавая феномен сексуальных позывов (сопровождаемых временами определенными физическими реакциями), религиозного эротизма и в целом нездорового состояния от повышенной сексуальности до фанатического безбрачия. Последнее представляет собой столь же нежелательную крайность, как и первое, и приводит к самым печальным последствиям. Часто в случаях с мистиками мужского пола при этом присутствует сверхразвитое сексуальное выражение на физическом уровне, извращения различного толка или выраженная гомосексуальность. В случаях с женщинами там может быть большое раздражение солнечного 83] сплетения (вместо сакрального раздражения), а в результате - проблемы типа гастрита и нездоровая жизнь воображения, включающая в себя все от жалкой похотливости до определенных форм сексуального безумия, часто наряду с сильной приверженностью к религии. Хочу напомнить вам, что я сознательно говорю о патологиях, а значит вынужден касаться неприятных тем. Если на ранних стадиях мистического развития существует правильное руководство ментальной жизнью и мыслью плюс откровенное объяснение процесса, то можно избежать очень многих осложнений. Интерес к мистике на этих ранних стадиях очень напоминает интерес, проявляемый подростками как к сексу, так и к религии. Эти два предмета близко связаны в этот конкретный период развития. Если воспитатели, родители и все, кто озабочен воспитанием подростка, могут предоставить ему правильную помощь, то некоторые нежелательные тенденции - теперь столь распространенные - никогда не перерастут в привычки и состояния мысли, как это часто случается сейчас. (8 - 530/2).
(5) ... Канал приближения, или нисходящего потока, таков:
a. От аспекта воли в монадической жизни к тому уровню сознания и энергии, который мы называем уровнем более высшего ума.
б. От более высшего ума к лепесткам знания эгоического лотоса.
в. От этих вихрей силы к более низшему, или конкретному, уму - присущему среднему интеллигентному человеку - далее к горловому центру, а оттуда сразу же к сакральному центру (центру творчества и воспроизводства на физическом плане). Оттуда энергия опять поднимается к горловому центру, где творческий физический импульс преобразуется в художественное или литературное творчество в той или иной форме, а позже - в умение создавать группы или организации, которые смогут выразить некоторые идеи и мысли, излучаемые Умом Бога, которые требуют немедленной передачи на Землю. (8 - 244, 390).
84] (6) Пусть ученик переведет огонь из нижнего треугольника в высший и сохранит то, что создано огнем в средней точке.
Это означает буквально контроль посвященным над своим сексуальным импульсом