которые указывают единичные представления. Процитируем то замечательное место из сочинения 'О душе', на которое мы уже ссылались в конце прошлой лекции: 'Существо не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет. Когда созерцают умом, необходимо, чтобы в то же время созерцали в представлениях' (III, 8, с. 440) . Это место объяснимо лишь в связи с логическим учением Аристотеля о неполной индукции, а сама неполная индукция, обычно третируемая при рассмотрении логики Аристотеля, приобретает в свете его метафизики и гносеологии важнейшее принципиальное значение.
Таким образом, логика Аристотеля - органическая часть его системно-рационализированного, философского, мировоззрения. Логика Аристотеля помогает понять даже его теологию. Бог Аристотеля - тоже логик, а поскольку Аристотель - первый логик, то в понятии своего бога Аристотель, можно сказать, обожествил самого себя. В самом деле, бог, по Аристотелю,- это мышление о мышлении, что и есть логика. Правда, выше отмечалась неясность предмета мысли бога: являются ли им формы бытия или формы мышления. Но здесь, по сути, нет противоречия, поскольку в силу панлогизма Аристотеля формы мышления и формы бытия тождественны.
Роль Аристотеля в логике. Аристотель - отец логики как систематпзированной науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и других древнегреческих философов, но никто из них не создал науки о мыслительной деятельности рассуждающего человека. Аристотелевский бог - идеальный логик, созерцающий мыслительный процесс со стороны как его содержательной, так и формальной сторон. Правда, слово 'логика' (как существительное) было еще неизвестно философу, он знал лишь прилагательное 'логикос' ('относящееся к слову'). Он называл также высказывания, несовместимые с тем, что мы теперь называем логикой, 'алога'. Слово 'логика' (как существительное) появилось лишь в зллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются 'Первая аналитика' и 'Вторая аналитика'. В 'Метафизике' аналитикой названо рассуждение (IV, 3, с. 62) . Употребляя слово 'анализ', Аристотель понимал под этим разложение сложного на простое вплоть до далее неразложимых первоначал, или аксиом. В 'Риторике' 1 /См.: Аристотель. Риторика. - В кн.: Аитичиые риторики. М., 1979./ автор говорит об 'аналитической науке' (1359, в 10).
Но необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля - не самостоятельная специальная наука, а инструмент всякой науки. Это и дало веское основание поздним комментаторам Аристотеля назвать всю совокупность его логических работ органоном, т. е. орудием, орудием всякого знания. Напомним, что 'Opганон' включает в себя шесть работ - 'Категории', 'Об истолковании', 'Первая аналитика', 'Вторая аналитика', 'Топика', 'О софистических опровержениях' 2 /Все они вошли в цитируемый выше второй том издаваемого у иас четырехтомного собраиия сочинений Аристотеля./. Главными составными частями 'Органона' являются 'Первая аналитика', где открывается и исследуется силлогистическая форма рассуждения и вывода, и 'Вторая аналитика', где говорится о доказательстве и его началах. Особое и весьма важное место в 'Органоне' занимает также 'Топика'.
В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина и что есть ложь. дает определение суждению и устанавливает вилы суждений, определяет силлогизм (умозаключение), устанавливает три фигуры силлогизма (умозаключения) и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он исследует также индукцию и аналогию.
Законы мышления. Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил по крайней мере два - законы (запрещения) противоречия и исключенного третьего. Законы же тождества и достаточного основания у Аристотеля тоже намечены в учении о научном знании как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе, согласно которому 'невозможно ничего мыслить, если не мыслить [каждый раз] что-нибудь одно' (Метаф. IV, 4, с. 64) - закон тождества.
Оо онтологическом аспекте закона [запрещения] противоречия говорилось выше как об основном законе бытия. Напомним, что в краткой экзистенциальиой форме этот закон звучит как 'вместе сущесвовать и не сушсствовать нельзя' (там же, с. 63) или: 'Не может одно и то же в то жe самое время быть и не быть' (ХI, 5, с. 187), а в полной - как утверждение: 'Невозможно, чтобы