чувствовать, воспринимать окружающий мир. Освободиться от этого
влияния ребенку нелегко, поскольку оно обычно бывает глубоко укоренившимся.
К тому же в первые два-три десятилетия жизни человека оно необходимо для
биологического и социального выживания. Освобождение от родительского
влияния становится возможным только тогда, когда человек достигает
независимости, то есть приобретает умение жить 'включенным' в настоящее,
действовать спонтанно и достигать близости с другими людьми. Кроме того. в
это время он уже свободен в выборе, то есть понимает, что именно из
родительского наследия он хочет оставить себе. На ранних этапах жизни
человек решает, как он намерен приспособиться к родительскому влиянию. Его
адаптация представляет собой последовательность решении, и именно поэтому
при благоприятных обстоятельствах решения бывают обратимыми. Причем
ниспровержение никуда не бывает окончательным: непрерывная борьба против
возврата к старым привычкам чаще всего продолжается всю жизнь.
Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за
пределы всех классификаций поведения. Это свойство - 'включенность' в
настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое
предварительное планирование, - спонтанность. У них есть нечто куда более
ценное, чем игры, - близость. Но все эти три свойства для неподготовленных
людей опасны. Может быть, им лучше оставаться такими, какие они есть, и
искать решение своих проблем в популярных социальных методах, например в
чувстве общности с другими людьми. Это может означать, что для многих
представителей рода человеческого впереди прекрасные надежды и большие
перспективы.