Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

ни мертв от страха. Весьма возможно, что это наиболее

благоприятные условия для развития коронарной недостаточности и гипертонии.

2. Человек-Брюзга озабочен не столько тем, чтобы прибыть вовремя,

сколько поиском уважительных причин для опоздания. Неприятные случайности:

часто и не вовремя загорающийся красный свет светофора, неумелая езда или

глупость окружающих прекрасно вписываются в его схему, и в глубине души он

рад им, так как они способствуют игре 'Видите, до чего они меня довели', в

которую играют его взбунтовавшийся Ребенок или праведник-Родитель. Он тоже

не замечает ничего вокруг себя, за исключением того, что вписывается в его

игру, так что он как бы 'жив наполовину'. Тело этого человека - в машине, а

его сознание рыщет в поисках недостатков и несправедливости.

3. Гораздо реже встречается так называемый 'водитель по призванию',

для которого вождение машины - любимое занятие и настоящее искусство.

Быстро и умело пробираясь вперед в толпе машин, он сливается в одно целое

со своим автомобилем. Он замечает окружающее лишь в той мере, в которой оно

предоставляет ему возможность показать свое искусство: это является ему

'вознаграждением'. Кроме того, он глубоко чувствует себя и свою машину,

которой он так блестяще управляет, и в этой мере он живет. Такое вождение

машины формально представляет собой времяпрепровождение для Взрослого, но

Ребенок и Родитель тоже могут при этом получать удовольствие.

4. К четвертой категории относятся люди, 'включенные' в окружающее,

которые никуда не торопятся, потому что живут в настоящем, как бы в

гармонии со всем окружающим их миром, небом, деревьями и ощущением

движения. Торопиться - значит пренебрегать этим миром и думать только о

том, чего еще не видно за поворотом дороги, или о самых обыкновенных

препятствиях, или исключительно о себе. Как-то один китаец спешил на

электричку. А сопровождающий его европеец заметил, что они могут сэкономить

двадцать минут, если сядут на экспресс. Они так и сделали. Когда они сошли

у Центрального парка, человек, спешивший на электричку, к большому

удивлению своего друга, уселся на скамью. 'Если мы сэкономили двадцать

минут, - объяснил он, - то можем позволить себе посидеть эти двадцать минут

здесь, наслаждаясь пейзажем'. Человек, 'включенный' в окружающее, знает,

что он чувствует, где находится и какое сейчас время. Он знает, что после

его смерти деревья будут расти, как и прежде, но он их уже не увидит,

поэтому он хочет увидеть их сейчас со всей остротой, на которую способен.

'Спонтанность' означает возможность выбора, возможность свободно

самому решать, какие чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать и

каким образом их выражать. 'Спонтанность означает освобождение от

принуждения играть в игры и владеть только теми чувствами, которые были

воспитаны.

'Близость' представляет собой спонтанное, свободное от игр

чистосердечное поведение человека, осознающего окружающее, освобождение,

эйдетически-воспринимающего мир глазами неиспорченного Ребенка, который со

всей искренностью живет в настоящем. Можно экспериментально показать

[Эффективное экспериментальное использование трансакционного анализа

требует специального образования и опыта. Отличить игру от

времяпрепровождения порой ничуть не легче, чем отличить звезду от планеты.

- Прим. автора.], что эйдетическое восприятие пробуждает привязанность, а

чистосердечие мобилизует позитивные чувства. Известен даже такой феномен,

как 'односторонняя близость'. С ним хорошо знакомы люди, умеющие пленять

своих партнеров, оставаясь при этом невовлеченными. Человек добивается

этого, поощряя собеседника смотреть ему в лицо, высказываться свободно и

чистосердечно, в то время как соблазнитель (или соблазнительница) лишь

делает вид, что их чувства взаимны.

'Близость', по существу, является функцией естественного ребенка, хотя

и имеет сложную психологическую и социологическую основу. Она, как правило,

не приводит к неприятностям, если не вмешивается какая-нибудь игра. Обычно

близости угрожает стремление приспособиться к Родительскому влиянию.

Маленькие дети (пока они не испорчены) в большинстве своем предстают

существами любящими, а это и есть истинная природа близости.

Сознательно или неосознанно все родители с колыбели учат своих детей

думать,