ни мертв от страха. Весьма возможно, что это наиболее
благоприятные условия для развития коронарной недостаточности и гипертонии.
2. Человек-Брюзга озабочен не столько тем, чтобы прибыть вовремя,
сколько поиском уважительных причин для опоздания. Неприятные случайности:
часто и не вовремя загорающийся красный свет светофора, неумелая езда или
глупость окружающих прекрасно вписываются в его схему, и в глубине души он
рад им, так как они способствуют игре 'Видите, до чего они меня довели', в
которую играют его взбунтовавшийся Ребенок или праведник-Родитель. Он тоже
не замечает ничего вокруг себя, за исключением того, что вписывается в его
игру, так что он как бы 'жив наполовину'. Тело этого человека - в машине, а
его сознание рыщет в поисках недостатков и несправедливости.
3. Гораздо реже встречается так называемый 'водитель по призванию',
для которого вождение машины - любимое занятие и настоящее искусство.
Быстро и умело пробираясь вперед в толпе машин, он сливается в одно целое
со своим автомобилем. Он замечает окружающее лишь в той мере, в которой оно
предоставляет ему возможность показать свое искусство: это является ему
'вознаграждением'. Кроме того, он глубоко чувствует себя и свою машину,
которой он так блестяще управляет, и в этой мере он живет. Такое вождение
машины формально представляет собой времяпрепровождение для Взрослого, но
Ребенок и Родитель тоже могут при этом получать удовольствие.
4. К четвертой категории относятся люди, 'включенные' в окружающее,
которые никуда не торопятся, потому что живут в настоящем, как бы в
гармонии со всем окружающим их миром, небом, деревьями и ощущением
движения. Торопиться - значит пренебрегать этим миром и думать только о
том, чего еще не видно за поворотом дороги, или о самых обыкновенных
препятствиях, или исключительно о себе. Как-то один китаец спешил на
электричку. А сопровождающий его европеец заметил, что они могут сэкономить
двадцать минут, если сядут на экспресс. Они так и сделали. Когда они сошли
у Центрального парка, человек, спешивший на электричку, к большому
удивлению своего друга, уселся на скамью. 'Если мы сэкономили двадцать
минут, - объяснил он, - то можем позволить себе посидеть эти двадцать минут
здесь, наслаждаясь пейзажем'. Человек, 'включенный' в окружающее, знает,
что он чувствует, где находится и какое сейчас время. Он знает, что после
его смерти деревья будут расти, как и прежде, но он их уже не увидит,
поэтому он хочет увидеть их сейчас со всей остротой, на которую способен.
'Спонтанность' означает возможность выбора, возможность свободно
самому решать, какие чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать и
каким образом их выражать. 'Спонтанность означает освобождение от
принуждения играть в игры и владеть только теми чувствами, которые были
воспитаны.
'Близость' представляет собой спонтанное, свободное от игр
чистосердечное поведение человека, осознающего окружающее, освобождение,
эйдетически-воспринимающего мир глазами неиспорченного Ребенка, который со
всей искренностью живет в настоящем. Можно экспериментально показать
[Эффективное экспериментальное использование трансакционного анализа
требует специального образования и опыта. Отличить игру от
времяпрепровождения порой ничуть не легче, чем отличить звезду от планеты.
- Прим. автора.], что эйдетическое восприятие пробуждает привязанность, а
чистосердечие мобилизует позитивные чувства. Известен даже такой феномен,
как 'односторонняя близость'. С ним хорошо знакомы люди, умеющие пленять
своих партнеров, оставаясь при этом невовлеченными. Человек добивается
этого, поощряя собеседника смотреть ему в лицо, высказываться свободно и
чистосердечно, в то время как соблазнитель (или соблазнительница) лишь
делает вид, что их чувства взаимны.
'Близость', по существу, является функцией естественного ребенка, хотя
и имеет сложную психологическую и социологическую основу. Она, как правило,
не приводит к неприятностям, если не вмешивается какая-нибудь игра. Обычно
близости угрожает стремление приспособиться к Родительскому влиянию.
Маленькие дети (пока они не испорчены) в большинстве своем предстают
существами любящими, а это и есть истинная природа близости.
Сознательно или неосознанно все родители с колыбели учат своих детей
думать,