из Африки или совершили автомобильное путешествие через весь
континент. Однако это времяпрепровождение становится игрой, если сама
работа является вторичной по отношению к какому-то скрытому мотиву, и игрок
берется за нее только для вида, чтобы достичь другой цели. Но и при этих
обстоятельствах игра сохраняет свой положительный характер и заслуживает
одобрения как пример конструктивной деятельности.
2. 'Кавалер'
*Тезис*. В эту игру обычно играют мужчины, не имеющие сексуальных
намерений. Иногда это не старые люди, вполне удовлетворенные своим браком,
но чаще всего это пожилые мужчины, благородно и безропотно принявшие
моногамию или безбрачие.
Встретив подходящую особу женского пола, Уайт пользуется каждой
возможностью подчеркнуть ее превосходные качества, никогда при этом не
нарушая границ приличия, соответствующих ее положению в обществе,
конкретным обстоятельствам и требованиям хорошего вкуса. Но внутри этих
границ он дает себе полную свободу, изощряясь в изобретательности и
оригинальности в выражении своего восторга. Его цель - не соблазнить
женщину, а продемонстрировать собственную виртуозность в искусстве
комплимента. Внутреннее социальное 'вознаграждение' состоит в том
удовольствии, которое доставляет женщине его невинный артистизм, а также в
ее восприимчивости и умении с благодарностью оценить мастерство Уайта. В
тех случаях, когда оба участника игры вполне осознают ее механизм, она
может, ко всевозрастающему восторгу обеих сторон, дойти до крайней степени
преувеличения. Разумеется, светский человек знает, где нужно остановиться,
и не будет продолжать игру, если почувствует, что перестал быть забавным
(то есть исходя из интересов партнерши) или что качество его комплиментов
ухудшилось (так велит ему его гордость 'мастера').
В игру 'Кавалер' играют многие поэты. Они делают это ради внешнего
социального 'вознаграждения', поскольку заинтересованы в признании
профессиональных критиков и читателей, наверное, в той же, если не в
большей степени, чем в положительной реакции на поэтическое творчество
вдохновившей их дамы.
Европейцы, особенно англичане, со своей романтической поэзией, по-
видимому, всегда были более искусными игроками в эту игру, чем американцы.
В США она в большой степени сделалась достоянием 'поэзии Фруктовой Лавки':
твои глаза точно две груши, твои губы подобны огурцам и т. д. В таком виде
она вряд ли может соперничать в изяществе с произведениями Херрика,
Лавлейса, или даже с циничными, но полными фантазии стихами Рочестера,
Роскоммона или Дорсета [Имеются в виду английские поэты Роберт Херрик
(1591- 1674), Ричард Лавлейс (1618-1658), Джон Уилмот граф Рочестер
(1647-1680), граф Роскоммон (1637-1685), граф Дорсет (1536-1608).].
*Антитезис*. Для умелого исполнения своей роли от женщины может
потребоваться немалый ум и утонченность. Только совсем угрюмая или неумная
женщина может отказаться играть в эту игру. Партнерша должна отвечать Уайту
одним из вариантов игры: 'Ах, вы просто великолепны, мистер Мергитройд!'
(АВВММ) или 'Мистер М., я восхищена вашим искусством'. Если женщина лишена
воображения или наблюдательности, она может просто прореагировать так же,
как в АВВММ, но при такой реакции опускается самое главное: Уайт хочет
вызвать восхищение не собственной персоной, а своей поэзией. Угрюмая
женщина может в ответ на эту игру прибегнуть к неприлично грубому
антитезису в виде игры 'Динамо' второй степени ('Отвяжись, нахал'). Если
при подобных обстоятельствах женщине придет в голову прореагировать так же,
как в игре 'Динамо' третьей степени, то в принципе такую реакцию иначе как
отвратительной не назовешь.
Если женщина просто неумна, она будет играть в 'Динамо' первой
степени, принимая комплименты, которые тешат ее тщеславие, и пренебрегая
возможностью оценить творческие усилия и способности Уайта. Вообще говоря,
игра будет испорчена, если женщина решит, что ее пытаются соблазнить,
вместо того, чтобы воспринимать эту игру как демонстрацию литературных
достижений.
*Родственные* *игры*. Игру 'Кавалер' надо отличать от операций и
процедур, составляющих часть обычного ухаживания. В последнем случае это
простые трансакции без скрытого мотива. Женский вариант игры