7. 'Калека'
*Тезис*. Наиболее драматичной формой игры 'Калека' является
'Оправдание по причине душевной болезни'. В трансакционных терминах тезис
игры можно изложить следующим образом: 'Что вы хотите от такого
эмоционально неуравновешенного человека, как я? Чтобы я никого не убивал?'
На что Присяжные должны, с точки зрения пациента, понять его и ответить:
'Что вы! Нам и в голову не придет требовать этого от вас'. 'Оправдание по
причине душевной болезни' в качестве юридической игры весьма распространено
в американском обществе. Подобные случаи не следует смешивать с ситуацией,
когда человек действительно страдает глубоким психозом и не способен нести
ответственность за свои поступки.
Тезис игры - 'Что вы хотите от калеки?' Действительно, что можно ждать
от инвалида, который только и умеет управлять своим инвалидным креслом?
Однако известны факты, когда во время второй мировой войны некоторые
инвалиды с деревянной ногой могли исполнять в ампутационных центрах
армейских госпиталей джиттербаг [Быстрый танец с резкими движениями под
джазовую музыку.], причем делали это очень умело. Встречаются слепые люди,
успешно работающие в политической области (например, в моем родном городе
такой человек был избран на должность мэра). Я знаю глухих людей,
плодотворно работающих психиатрами и психотерапевтами, и людей, лишившихся
рук, но умеющих пользоваться пишущей машинкой.
Наблюдения свидетельствуют: пока человек, обладающий настоящим,
возможно, преувеличенным или даже воображаемым увечьем, не жалуется на свою
судьбу, в его жизнь вообще не следует вмешиваться. Но когда он обращается
за помощью к психотерапевту, возникает вопрос: наилучшим ли способом он
распорядился своей жизнью и сможет ли он подняться над своим недугом? В США
психотерапевту приходится сталкиваться с оппозицией широких слоев
образованной публики. Даже ближайшие родственники пациента, которые громче
всех обычно жалуются на неудобства, связанные с его увечьем, могут в конце
концов рассориться с психотерапевтом, если дела у пациента будут
улучшаться. И хотя психотерапевт, занимающийся анализом игр, прекрасно
понимает их мотивы, его задача от этого не становится легче. Всем, кто
играет в 'Я всего лишь пытаюсь помочь вам', угрожает постоянная опасность,
что их игра будет сорвана, если пациент вдруг решит в дальнейшем полагаться
на собственные силы. Иногда такие игроки (например, родственники)
предпринимают просто невероятные усилия, чтобы прервать лечение.
Оба этих аспекта можно проиллюстрировать случаем с заикающимся
клиентом мисс Блэк. Этот человек играл в классический вариант игры
'Калека'. Он не мог найти работу и вполне справедливо приписывал эту
неудачу тому, что он - заика. Между тем, по его словам, его интересовала
только работа коммивояжера. Будучи свободным гражданином, он, конечно, имел
право искать работу в любой интересующей его области, но, поскольку он был
заикой, его выбор заставлял усомниться в искренности его мотивов. И когда
мисс Блэк вознамерилась испортить его игру, реакция агентства социального
обеспечения была для нее весьма неблагоприятной.
Игра 'Калека' особенно пагубна в клинической практике, потому что
пациент может найти врача, который играет в ту же игру и с тем же девизом.
Тогда никакого результата ждать невозможно. Иногда оправдание базируется на
идеологических доводах, например: 'Что вы хотите от человека, если он живет
в таком обществе, как наше?' Один пациент соединил этот вариант со ссылкой
на 'психосоматические причины': 'Что вы хотите от человека с
психосоматическими симптомами?' Он переходил от одного психотерапевта к
другому, и каждый из них принимал только одно оправдание, но отвергал
другое. В результате ни один из них не дал ему почувствовать себя уверенно
в своей жизненной позиции. Однако также не удалось и сдвинуть его с этой
позиции, отвергнув оба довода. А пациент как будто бы доказал, что
психотерапия никому не может помочь.
Чтобы оправдать симптоматическое поведение, пациенты очень часто
прибегают к самым разным доводам. Это может быть простуда, травма головы,
ситуационный стресс, обширный стресс, вызванный современным образом жизни,
американской культурой или экономической системой. Образованный игрок без
труда