его на
себе (при этом она восхищается им совершенно искренне), может прекрасно
отдавать себе отчет в его слабостях. Она может даже использовать их, чтобы
добиться своей цели. В зависимости от того, какой из этих двух типов женщин
принимает участие в игре, она будет состоять либо в идеализации
недостатков, либо в их использовании; при этом мы называем данную форму
игры искренней, потому что женщины обоих типов действительно восхищаются
деяниями своего избранника, которые они вполне способны правильно оценить.
В лицемерном варианте игры Мергитройд может быть великолепен, а может
и не быть таковым, но ему приходится иметь дело с женщиной, в любом случае
неспособной по-настоящему оценить его, например с женщиной легкого
поведения. Она играет в игру 'Я бедняжечка' и использует АВВММ как
откровенную лесть, чтобы добиться своего. В глубине души она либо озадачена
его поведением, либо потешается над ним. Но сам он ей безразличен, по-
настоящему ее интересуют только блага и престиж, связанные с его именем.
В клинической ситуации 'Крестьянка' тоже имеет два варианта, похожих
на только что описанные, но с девизом 'Ах, профессор, вы просто
великолепны!' (АПВВ). В искреннем варианте пациентка чувствует себя хорошо
до тех пор, пока верит в АПВВ; это обязывает психотерапевта вести себя
безупречно во всех отношениях.
В лицемерном варианте пациентка надеется, что психотерапевт подыграет
ей в АПВВ И подумает о ней: 'Вы необычайно проницательны' (ВНП). Как только
ей удастся навязать ему эту позицию, она может выставить его в смешном виде
и уйти к другому психотерапевту Если же его не так легко провести, то,
возможно, он окажется в состоянии помочь ей. Самый лучший способ для
пациентки выиграть АПВВ - это не выздоравливать. Если она по натуре человек
недоброжелательный, она может предпринять более решительные шаги, чтобы
поставить психотерапевта в глупое положение.
...Одна женщина играла в АПВВ со своим психотерапевтом, причем все
симптомы ее болезни не исчезали. С извинениями она распрощалась с ним и
обратилась за 'помощью' к весьма почитаемому ею священнику. Она затеяла ту
же игру с ним. Через несколько недель она завлекла его в игру 'Динамо'
второй степени. Потом по секрету она сообщила своей соседке о своем
разочаровании в таком замечательном человеке, каким был всегда для нее
преподобный отец Блэк. Оказывается, в моменты слабости он давал ей авансы,
ей - такой целомудренной и непривлекательной женщине. Конечно, зная жену
священника, его можно простить, но тем не менее и т.д., и т.п. Разумеется,
она проговорилась совершенно неумышленно и только потом 'с ужасом'
вспомнила, что ее соседка - староста церковной общины. Игру с
психотерапевтом ей удалось выиграть, не выздоровев.
Игру со священником она выиграла, соблазнив его, хотя и не хотела
признаваться себе в этом. А второй психотерапевт все же сумел ввести ее в
психотерапевтическую группу, где она не могла проводить прежнюю тактику.
Поскольку время, отведенное на ее выздоровление, теперь не было заполнено
играми АПВВ и ВНП, то женщина стала более пристально анализировать свое
поведение и с помощью членов группы сумела отказаться от обеих своих игр -
АПВВ и 'Динамо'.
*Антитезис*. Прежде всего психотерапевт должен определить, с каким
вариантом игры он имеет дело. В случае искреннего варианта лучше позволить
пациентке продолжать игру до тех пор, пока ее Взрослый не окрепнет
настолько, чтобы можно было пойти на риск и применить контрмеры. Если же
психотерапевт имеет дело с лицемерным вариантом, то контрмеры можно
применять при первом же удобном случае, но после того, как пациентка будет
достаточно подготовлена, чтобы понять, что происходит. В этом случае
психотерапевт упорно отказывается давать пациентке советы, а когда она
начинает протестовать, дает понять, что она имеет дело с тщательно
продуманной стратегией. Через некоторое время его отказ давать советы либо
приведет пациентку в бешенство, либо ускорит появление симптомов, типичных
для острого состояния тревожности. Следующий шаг зависит от состояния
пациентки. Если она лишилась душевного покоя, следует применить
соответствующие психоаналитические приемы, чтобы исправить ситуацию. В
лицемерном варианте игры прежде всего нужно отделить