только человек не
намерен довести ситуацию до конца и готов нести ответственность за
последствия. Например, презрительный отказ воспользоваться предложением
родственника 'достать что-то по дешевой цене' может повлечь за собой
серьезные осложнения в семейной жизни.
_Анализ_
*Тезис*: 'Никто никогда не слушает моих советов'.
*Цель*: избавление от чувства вины.
*Роли*: Помощник, Клиент.
*Иллюстрации*: 1) дети учатся, родитель вмешивается в этот процесс; 2)
работник службы помощи и клиент.
*Социальная* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Ребенок: 'Что мне теперь
делать?'; Родитель: 'Делай вот что...'.
*Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Родитель: 'Видишь,
насколько я компетентен'; Ребенок: 'Я сделаю так, что ты почувствуешь себя
некомпетентным'.
*Ходы*: 1) запрашиваются указания - указания даются; 2) указания не
соблюдаются или перепутаны - порицание; 3) демонстрация ошибочности
указаний - неявное извинение.
'*Вознаграждения*': 1) внутреннее психологическое - мученичество; 2)
внешнее психологическое - помогает не замечать собственной
некомпетентности; 3) внутреннее социальное - 'Родительский комитет'
проецирующего типа; неблагодарность; 4) внешнее социальное - 'Психиатрия'
проецирующего типа; 5) биологическое - упреки от клиента, 'поглаживание' от
начальства; 6) экзистенциальное - 'Все люди неблагодарные'.
3. 'Неимущий'.
*Тезис*. Лучше всего тезис этой игры, на наш взгляд, описал Генри
Миллер [Миллер Генри (р. 1891) - американский писатель, автор трилогии о
любви, в основу которой положены мемуарные исповеди, для которых характерна
самообнаженность.] в своей книге 'Колосс Марусси':
'Это событие, должно быть, произошло в тот самый год, когда я искал
работу, не имея ни малейшего намерения найти ее. Оно напомнило мне о том,
что, каким бы отчаянным ни казалось мне мое положение, я не давал себе
труда даже просматривать объявления в газетах'.
'Неимущий' - это одна из дополнительных игр к 'Я всего лишь пытаюсь
помочь вам' (ЯППВ) в той форме, в какой у нас играют консультанты служб
помощи, зарабатывающие этим себе на жизнь. Столь же профессионально в игру
'Неимущий' играют их клиенты, для которых она тоже способ заработать на
жизнь. Автор знаком с этой игрой довольно мало, но ниже приводится ее
описание данное одной из ее наиболее квалифицированных учениц и
иллюстрирующее природу игры и ее место в нашем обществе
Мисс Блэк работала в агентстве по улучшению благосостояния граждан.
Цель агентства, за что оно и получало субсидию от правительства - состояла
в экономической реабилитации неимущих. Фактически это означало
психологическую помощь в подыскании и сохранении выгодной работы. Судя по
официальным отчетам, клиенты агентства постоянно делали успехи в этом
направлении, но лишь совсем немногим действительно удалось
реабилитироваться. И это было вполне объяснимо (так по крайней мере
полагали работники агентства), потому что большинство этих 'обездоленных'
состояли клиентами подобных агентств в течение нескольких лет, переходя из
одного агентства в другое, а иногда они состояли на учете в пяти-шести
организациях одновременно, в связи с чем становилось очевидным, что каждый
из них представляет собой 'трудный случай'.
Мисс Блэк, получившая подготовку в проведении анализа игр, вскоре
поняла, что все сотрудники агентства постоянно играли в ЯППВ, и
заинтересовалась тем, как на это реагируют клиенты. Чтобы выяснить это
обстоятельство, она каждую неделю начала осведомляться у своих клиентов, во
сколько мест они реально обратились с целью найти работу. Она с интересом
обнаружила (это теоретически предполагалось), что на словах они каждый день
заняты прилежными поисками работы, но фактически они тратили на это очень
мало усилий, а иногда их усилия носили до такой степени символический
характер, что вызывали скорее иронию. Один из клиентов, например, сообщил
миссис Блэк, что каждый день он обращался по крайней мере в одно место,
найденное по объявлению.
'Какую работу вы ищете?' - спросила мисс Блэк. Он ответил, что хотел
бы стать коммивояжером. 'Вы обращались только по таким объявлениям?' -
спросила она. Он ответил утвердительно, но заметил,