Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

Их можно без труда наблюдать на приеме во время консультации. В

зависимости от роли Водящего, они могут подразделяться на три типа.

1. Игры, в которые играют психотерапевты и другие представители службы

помощи: 'Я всего лишь пытаюсь помочь вам' и 'Психиатрия'.

2. Игры, в которые играют люди с медицинским образованием, входящие в

качестве пациентов в состав психотерапевтических групп, например

'Оранжерея'.

3. Игры, в которые играют пациенты и клиенты: 'Неимущий',

'Крестьянка', 'Дурачок' и 'Калека'.

1. 'Оранжерея'

*Тезис*. Эта игра - вариант 'Психиатрии'. Наиболее активно в нее

играют молодые ученые - представители гуманитарных наук, например

психологи. Эти молодые люди в компании своих коллег часто играют в

'Психоанализ', как правило, в шуточной форме, употребляя такие, например,

фразы: 'Здесь проявляется ваша агрессивность' или 'До какой степени

автоматизма может дойти защитный механизм?'. Чаще всего это совершенно

безобидное и приятное времяпрепровождение. Оно знаменует естественный этап

их обучения. Если же в группе есть несколько оригиналов, то оно может стать

очень забавным. (Моя любимая фраза: 'О, я вижу, у нас опять в разгаре

месячник фрейдистских ошибок' [В оригинале используется термин

'парапраксис' в качестве обозначения очевидных ошибок в поведении, типа

оговорок или забывания знакомого имени, известных в психоанализе под

названием 'фрейдистские ошибки'].) В роли пациентов психотерапевтической

группы такие люди имеют тенденцию с удовольствием и уже не шутя предаваться

взаимной критике но, поскольку в такой ситуации это не слишком продуктивное

поведение, психотерапевту, возможно, придется пресечь его. В этом случае их

поведение может перерасти в игру 'Оранжерея'.

Недавние выпускники медицинских факультетов, как правило, обладают

преувеличенным почтением к тому, что они называют 'подлинными чувствами'.

Выражению этих чувств может предшествовать торжественное предуведомление о

грядущем порыве откровенности. Затем данное чувство описывается или,

скорее, преподносится группе как редкий цветок, на который следует смотреть

с благоговением. Реакции других участников группы воспринимаются с

подобающей случаю серьезностью, а сами участники напускают на себя вид

знатоков, прогуливающихся в ботаническом саду. Создается представление, что

проблема (на профессиональном языке анализа игр) состоит лишь в том, до

какой степени данное чувство редкостно и достойно быть представленным в

'Национальной галерее чувств'.

Психотерапевт, прервавший это обсуждение неуместным вопросом, может

вызвать настоящее негодование, словно он бесчувственный невежда,

изуродовавший своими неуклюжими руками хрупкие лепестки экзотического

растения. Психотерапевт, напротив, вполне естественно полагает, что для

того, чтобы исследовать анатомию и физиологию цветка, его, возможно,

придется препарировать.

*Антитезис*. Совершенно необходим для успешной психотерапии. Состоит в

ироническом подходе к ситуации, которую мы продемонстрировали в приведенном

выше описании. Если не прервать эту игру, она будет продолжаться годами,

никак не изменяясь. В результате у пациента появится ощущение, будто бы он

приобрел 'опыт психотерапевтического лечения', в процессе которого он

'проявлял враждебность' и научился 'не бояться осознавать свои чувства',

поэтому теперь он имеет преимущество перед менее удачливыми коллегами. А

между тем скорее всего ничего по-настоящему важного с ним не произошло, и

время, потраченное на его лечение, не было использовано с максимальным

терапевтическим эффектом.

Ирония, содержащаяся в описании игры, направлена не против пациентов,

а против их учителей и той культурной среды, которая поощряет подобную

сверхутонченность. Вовремя сделанное скептическое замечание может успешно

помочь им избавиться от пустого тщеславия Родителя и установить менее

сконцентрированные на себе, а следовательно, более здравые взаимоотношениям

с другими людьми. Вместо того чтобы культивировать свои чувства в душной

атмосфере оранжереи, они должны дать им возможность произрастать

естественным образом и срывать плоды, когда они созреют.

Наиболее очевидным в этой игре является внешнее психологическое

'вознаграждение', поскольку оно дает