Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

занятий. Поскольку 'Хорошее поведение' представляет собой достаточно

честную операцию, то к ней можно относиться соответствующим образом и, не

боясь вреда, открыто все обсуждать. Игра 'Хочу выйти', напротив, требует

активного лечения, чтобы привести напуганного заключенного в нормальное

психическое состояние.

*Родственные* *игры*. Близкой по своей сути к игре 'Хочу выйти'

является операция 'Вы должны меня выслушать'. Она состоит в том, что

обитатель исправительного или лечебного учреждения требует выслушать его

жалобы. Сами жалобы часто не имеют отношения к делу. Главная цель просителя

- убедиться, что администрация согласна его выслушать. Если администраторы

по ошибке решат, что проситель ждет каких-то действий по устранению причин

жалобы, и в этой связи откажутся его выслушать, это может привести к

неприятностям. Если они согласятся пойти ему навстречу и попытаются

устранить причины жалоб, то поток их лишь увеличится. Если же представители

администрации просто выслушают его, терпеливо и с интересом, то игрок в 'Вы

должны меня выслушать' будет вполне удовлетворен, даже будет готов

сотрудничать с администрацией и больше ничего не станет требовать.

Администраторы должны уметь отличать игру 'Вы должны меня выслушать' от

серьезных требовании, в связи с которыми следует предпринимать

незамедлительные меры.

К этому семейству принадлежит еще одна игра - 'Пришили дело'.

Профессиональный преступник может вопить: 'Пришили дело!', искренне желая

выйти на свободу. По заключенный, для которою это игра, не будет всерьез

пытаться освободиться под таким предлогом. Иначе - если ему это удастся - у

него больше не будет причины вопить и буянить.

3. 'Давай надуем Джо' (ДНД)

*Тезис*. Примером долговременной игры в ДНД может быть мошенничество.

Сюда же относятся разные мелкие проступки, а также шантаж. Проиграть в ДНД

может только человек, у которого мания воровства, как говорят, в крови,

потому что в качестве первого хода Блэк говорит Уайту, что простофиля Джо

только и ждет, чтобы его обманули. Если бы Уайт был абсолютно честен, то он

либо отказался бы принимать участие в игре, либо предупредил бы Джо. Но он

не делает ни того, ни другого. И обычно в тот момент, когда Джо вот-вот

должен попасть в просак, что-то вдруг происходит не так, как было задумано,

и Уайт обнаруживает, что это он оказался в проигрыше.

А в игре 'Шантаж' Джо, как правило, входит в комнату именно тогда,

когда ему должны были 'наставить рога' И тогда Уайт, поступавший в

соответствии с собственными правилами, вдруг обнаруживает, что теперь ему

придется принять правила Джо, которые ему совсем не по душе.

Как ни странно, предполагается, что жертва (Уайт) знает правила ДНД и

будет их придерживаться. Шайка жуликов предвидит возможность того, что Уайт

донесет на них в полицию. Это не будет поставлено ему в вину, наоборот, ему

даже предоставляется некоторая свобода лгать полиции, чтобы спасти свое

'доброе' имя. Но если он заходит слишком далеко и бестактно обвиняет своих

партнеров в грабеже, это уже - обман, вызывающий у преступников возмущение.

С другой стороны, попавшийся на мелкой краже мошенник, который, например,

опустошил карманы пьяного, вызывает мало сочувствия у своих партнеров,

поскольку он должен был знать, что так не делается. *То* же самое относится

и к мошеннику, который был достаточно глуп, чтобы избрать своей жертвой

человека с чувством юмора, так как он вряд ли будет соблюдать правила ДНД

все время вплоть до последней стадии игры 'Полицейские и воры'. Опытные

мошенники опасаются людей, которые смеются, обнаружив, что их обманули.

Следует отметить, что розыгрыш не является вариантом ДНД, поскольку

при розыгрыше достается именно Джо. В игре ДНД, напротив, Джо становится

победителем, а пострадавшей стороной оказывается Уайт. Розыгрыш относится к

времяпрепровождениям, а ДНД - это игра, в которой розыгрыш чаще всего

оборачивается против ее исполнителя.

Игра ДНД в основном рассчитана на трех или четырех участников

(четвертым партнером обычно бывает полиция). Она имеет много общего с игрой

'А ну-ка, подеритесь'.

ИГРЫ НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА

Чрезвычайно важно, чтобы профессиональный психотерапевт, занимающийся

анализом игр, знал, какие игры постоянно повторяются в психотерапевтических

ситуациях.