занятий. Поскольку 'Хорошее поведение' представляет собой достаточно
честную операцию, то к ней можно относиться соответствующим образом и, не
боясь вреда, открыто все обсуждать. Игра 'Хочу выйти', напротив, требует
активного лечения, чтобы привести напуганного заключенного в нормальное
психическое состояние.
*Родственные* *игры*. Близкой по своей сути к игре 'Хочу выйти'
является операция 'Вы должны меня выслушать'. Она состоит в том, что
обитатель исправительного или лечебного учреждения требует выслушать его
жалобы. Сами жалобы часто не имеют отношения к делу. Главная цель просителя
- убедиться, что администрация согласна его выслушать. Если администраторы
по ошибке решат, что проситель ждет каких-то действий по устранению причин
жалобы, и в этой связи откажутся его выслушать, это может привести к
неприятностям. Если они согласятся пойти ему навстречу и попытаются
устранить причины жалоб, то поток их лишь увеличится. Если же представители
администрации просто выслушают его, терпеливо и с интересом, то игрок в 'Вы
должны меня выслушать' будет вполне удовлетворен, даже будет готов
сотрудничать с администрацией и больше ничего не станет требовать.
Администраторы должны уметь отличать игру 'Вы должны меня выслушать' от
серьезных требовании, в связи с которыми следует предпринимать
незамедлительные меры.
К этому семейству принадлежит еще одна игра - 'Пришили дело'.
Профессиональный преступник может вопить: 'Пришили дело!', искренне желая
выйти на свободу. По заключенный, для которою это игра, не будет всерьез
пытаться освободиться под таким предлогом. Иначе - если ему это удастся - у
него больше не будет причины вопить и буянить.
3. 'Давай надуем Джо' (ДНД)
*Тезис*. Примером долговременной игры в ДНД может быть мошенничество.
Сюда же относятся разные мелкие проступки, а также шантаж. Проиграть в ДНД
может только человек, у которого мания воровства, как говорят, в крови,
потому что в качестве первого хода Блэк говорит Уайту, что простофиля Джо
только и ждет, чтобы его обманули. Если бы Уайт был абсолютно честен, то он
либо отказался бы принимать участие в игре, либо предупредил бы Джо. Но он
не делает ни того, ни другого. И обычно в тот момент, когда Джо вот-вот
должен попасть в просак, что-то вдруг происходит не так, как было задумано,
и Уайт обнаруживает, что это он оказался в проигрыше.
А в игре 'Шантаж' Джо, как правило, входит в комнату именно тогда,
когда ему должны были 'наставить рога' И тогда Уайт, поступавший в
соответствии с собственными правилами, вдруг обнаруживает, что теперь ему
придется принять правила Джо, которые ему совсем не по душе.
Как ни странно, предполагается, что жертва (Уайт) знает правила ДНД и
будет их придерживаться. Шайка жуликов предвидит возможность того, что Уайт
донесет на них в полицию. Это не будет поставлено ему в вину, наоборот, ему
даже предоставляется некоторая свобода лгать полиции, чтобы спасти свое
'доброе' имя. Но если он заходит слишком далеко и бестактно обвиняет своих
партнеров в грабеже, это уже - обман, вызывающий у преступников возмущение.
С другой стороны, попавшийся на мелкой краже мошенник, который, например,
опустошил карманы пьяного, вызывает мало сочувствия у своих партнеров,
поскольку он должен был знать, что так не делается. *То* же самое относится
и к мошеннику, который был достаточно глуп, чтобы избрать своей жертвой
человека с чувством юмора, так как он вряд ли будет соблюдать правила ДНД
все время вплоть до последней стадии игры 'Полицейские и воры'. Опытные
мошенники опасаются людей, которые смеются, обнаружив, что их обманули.
Следует отметить, что розыгрыш не является вариантом ДНД, поскольку
при розыгрыше достается именно Джо. В игре ДНД, напротив, Джо становится
победителем, а пострадавшей стороной оказывается Уайт. Розыгрыш относится к
времяпрепровождениям, а ДНД - это игра, в которой розыгрыш чаще всего
оборачивается против ее исполнителя.
Игра ДНД в основном рассчитана на трех или четырех участников
(четвертым партнером обычно бывает полиция). Она имеет много общего с игрой
'А ну-ка, подеритесь'.
ИГРЫ НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА
Чрезвычайно важно, чтобы профессиональный психотерапевт, занимающийся
анализом игр, знал, какие игры постоянно повторяются в психотерапевтических
ситуациях.