Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

чувств от хода в игре. Если он умеет держать ситуацию под

контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в игре

'Катись отсюда'.

С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к

маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.

В 1938 году автор этих строк познакомился с неким пожилым 'Иосифом',

который тридцать два года тому назад, бросив все, поспешно уехал из

Константинополя после того, как во время делового визита в гарем одна из

жен султана загнала его в угол. Ему пришлось оставить свою лавку и,

прихватив с собой запас золотых франков, навсегда уехать из

Константинополя.

*Родственные* *игры*. Варианты игры 'Динамо', где главным действующим

лицом является мужчина, приобрели печальную известность в коммерческих

ситуациях: 'В постели режиссера' (а потом она так и не получает роли) и

'Сядь ко мне на колени' (а потом ее все-таки увольняют).

*Анализ*, приводимый ниже, относится к игре 'Динамо' третьей степени,

поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.

*Цель*: злонамеренная месть.

*Роли*: Соблазнительница, Волокита.

*Иллюстрации*. 1) 'Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный'; 2)

обесчещенная женщина.

*Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина):

'Извините, если я зашел дальше, чем вам бы хотелось'. Взрослый (женщина):

'Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере'.

*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Ребенок; Ребенок (мужчина):

'Видишь, как я неотразим'; Ребенок (женщина): 'Ну что, попался негодяй!'

*Ходы*: 1) женщина - обольщение; мужчина - контробольщение; 2) женщина

- капитуляция; мужчина - победа; 3) женщина - нападение; мужчина - крах.

'*Вознаграждения*': 1) внутреннее психологическое - выражение

ненависти и проекция вины; 2) внешнее психологическое - избегание

эмоциональной сексуальной близости; 3) внутреннее социальное - 'Ну что,

попался негодяй'; 4) внешнее социальное - 'Подумайте, какой ужас!';

'Судебное разбирательство', 'А ну-ка, подеритесь'; 5) биологическое - обмен

сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - 'Меня не в

чем упрекнуть'.

4. 'Чулок'

*Тезис*. Эта игра относится к той же группе, что и 'Динамо'. Ее

наиболее очевидное свойство - эксгибиционизм, который по своей природе

близок к истеричности. Например, женщина приходит в незнакомую компанию, и,

еще не успев освоиться, вызывающе приподнимает ногу, привлекая к себе

всеобщее внимание, и восклицает: 'Ах, боже мой, у меня чулок пополз!' Это

делается с расчетом возбудить сексуальный интерес у мужчин и разозлить

остальных женщин. Конечно, на любые замечания относительно ее поведения

Уайт отвечает протестами, призванными свидетельствовать о ее невинности,

или же встречными обвинениями. Это делает игру похожей на классический

вариант 'Динамо'. Отличительной чертой является отсутствие у Уайт умения

адаптироваться в ситуации. Она почти никогда не стремится понять, что за

люди ее окружают, или дождаться подходящего момента для своего маневра.

Поэтому ее ход сразу же бросается в глаза как неуместный и ставит под

угрозу ее взаимоотношения с другими членами группы. Несмотря на некоторую

поверхностную 'утонченность', она так всю жизнь и не может понять, что с

ней происходит, так как судит о людях слишком цинично. Ее цель - показать,

что окружающие ее люди похотливы, причем ее Ребенок и Родитель надувают ее

Взрослого и не дают ему заметить ее собственное вызывающее поведение и

здравомыслие большинства окружающих ее людей. Следовательно, эта игра

саморазрушительная.

Женщины с более ярко выраженной патологией, имеющие большой бюст,

часто сидят, заложив руки за голову, чтобы привлечь к нему внимание. Иногда

они дополнительно привлекают внимание, упомянув о размере бюста или о

какой-нибудь своей болезни, например, опухоли.

Смысл Игры состоит в том, что женщина демонстрирует своим поведением

сексуальную доступность. Поэтому игра может приобретать и более

символический вид, когда в нее играют недавно овдовевшие женщины,

неискренне демонстрирующие свое положение вдовы.

*Антитезис*. Характерной чертой женщин этого типа является не только

плохая адаптация, но и