Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

так, чтобы наслаждаться всеми ее

благами, а не посвящать себя собственной версии игры 'Подумайте, какой

ужас!'

3. 'Динамо'

*Тезис*. В эту игру обычно играют мужчина и женщина. Более точным

названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было

бы 'Катись отсюда' или 'Благородный гнев'. Игра может вестись с разной

степенью интенсивности.

1. 'Динамо' или 'Катись отсюда' _первой_ _степени_ популярна на

вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина (Уайт)

демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания

мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно

считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне

искренне скажет ему: 'Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо'

и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то

может просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в этой

игре, может играть в нее на протяжении всего вечера, так что мужчине

приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать за ней,

не привлекая к себе слишком большого внимания.

2. В игре 'Динамо' или 'Благородный гнев' _второй_ _степени_ Уайт

(женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно.

Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра

иногда называется 'Отвяжись, нахал'). Уайт заставляет Блэка

скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре

первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством.

Несомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется; ему пришлось

затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как

правило, он играет в разновидность игры 'Бейте меня'.

3. 'Динамо' _третьей_ _степени_ - это жестокая игра, которая может

иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт

(женщина) склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем

заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый

ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после

близости с мужчиной фальшивым воплем: 'Насилуют!' Если женщина хочет выдать

случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги,

либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей

прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние

наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет

орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую

функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не скромна, потому

что у них на уме другая игра. 'А ну-ка, подеритесь'. Они ставят ее в

ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей

приходится кричать 'Насилуют!'. Это особенно часто происходит с молодыми

девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из-за

того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они

вынуждены превратить свои роман в игру 'Динамо' третьей степени.

В одной библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался

участвовать в этой игре, после чего жена Потифара проделала совершенно

классическое переключение на игру 'А ну-ка, подеритесь'. Это превосходная

иллюстрация обычной реакции заядлого игрока на антитезис, а также тех

опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.

Сочетание этих двух игр образует игру 'Шантаж'. В ней женщина,

соблазнив Блэка, кричит: 'Насилуют!', после чего в игру вступает ее муж,

который шантажом вымогает у Блэка деньги.

У игры 'Динамо' тот же детский прототип, что и у игры 'Фригидная

женщина': девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом

смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм [Моэм, Уильям Сомерсет

(1874-1965) - английский писатель.] в книге 'Бремя страстей человеческих' и

Диккенс в 'Больших ожиданиях'. Здесь это игра второй степени. Более

серьезная форма игры, приближающаяся к третьей степени, встречается в

трущобах.

*Антитезис*. Способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя

бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличить выражение

истинных