на язык
социальной психиатрии их можно назвать так: 1) первичные внутренние
'вознаграждения'; 2) первичные внешние 'вознаграждения'; 3) вторичные
'вознаграждения'; 4) экзистенциальные [Экзистенциальный (позднелат.
exsistentia - существование) - употребляя этот термин, автор имеет в виду
жизненную позицию пациента.] 'вознаграждения'. Первые три аналогичны
преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые
подробно описаны у Фрейда [Фрейд, Зигмунд (1856-1939) - австрийский врач-
психиатр и психолог - основатель психоанализа.]. Мы убедились на опыте, что
гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с точки
зрения получаемого 'вознаграждения', чем рассматривать их как защитные
механизмы. Во-первых, наилучший способ защиты - вообще не участвовать в
трансакциях. Во-вторых, понятие 'защита' только частично покрывает первые
два типа 'вознаграждений', а все остальное, включая сюда третий и четвертый
типы, при таком подходе теряется.
Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности,
они являются наиболее благодарной формой социального контакта. Длительная
близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо
частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как
игры. Именно они и являются предметом нашего исследования.
Часть первая
Анализ игр
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые лучше всего
проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что
время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения,
разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения
обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некий набор
поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с
другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан
уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о
существовании различных состояний *Я* [В оригинале книги автор использует
терминологию 3. Фрейда, обозначая Я-концепцию - Эго. В советской психологии
Я-концепция определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей
степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений
индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с
другими людьми и относится к себе.].
На языке психологии состояние *Я* можно описывать как систему чувств,
определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому,
каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным
репертуаром состояний своего *Я*, которые суть не роли, а психологическая
реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие
категории: 1) состояния *Я*, сходные с образами родителей; 2) состояния
*Я*, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния
*Я*, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и
представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих
состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В дальнейшем мы будем
использовать именно эту терминологию.
Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени
обнаруживает одно из состояний Я - Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с
разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.
На основе этих наблюдений можно прийти к некоторым диагностическим
выводам. Высказывание 'Это ваш Родитель' означает: 'Вы сейчас рассуждаете
так же, как обычно рассуждал один из ваших родителей (или тот, кто его
заменял). Вы реагируете так, как прореагировал бы он - теми же позами,
жестами, словами, чувствами и т.д.'. Слова 'Это ваш Взрослый' означают: 'Вы
только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в
непредвзятой манере излагаете ход ваших размышлений, формулируете свои
проблемы и выводы, к которым Вы пришли'. Выражение 'Это ваш Ребенок'
означает: '*Вы* реагируете так же и с той же целью, как это сделал бы
маленький ребенок'.
Смысл этих высказываний можно пояснить подробнее.
1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он
хранит в себе набор состояний *Я*, повторяющих состояния *Я* его родителей
(как