Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

пример.

ЗДДДДДДДДДcПсихологичес.ЗДДДДДДДДДc

¦ ¦ ЗДДДСтДДДДДДДДД

¦ P ¦ ¦ ¦ P

¦ ¦ ¦ ЗДДД>

ЦДДДДДДДДД¦ ¦

¦ <МММММММСтМММММММММ

¦ B ¦ ¦Социальн.¦ ¦ B

¦ ММММММММРкММММММММ>

ЦДДДДДДДДД¦ ¦

¦ <ДДДЫ ¦ ¦

¦ Pe ¦ ¦ ¦ Pe

¦ ДДДДДДДДРкДДДДЫ ¦

ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ

Уайт Другие

'Да, но...' 'Почему бы вам не...'

Схема 8. 'Почему бы вам не... - Да, но'

_Психотерапевт_: А кто-нибудь предложил решение проблемы, которое вам

до этого не приходило в голову?

_Уайт_ (_супруга_): Нет, никто. Честно говоря, я уже перепробовала

почти все, что они предложили. Я купила мужу инструменты, и он взял

несколько уроков у плотника.

Последнее замечание миссис Уайт делает очевидными две причины, по

которым ее разговор с собеседниками не следует принимать за чистую монету.

Во-первых, в большинстве случаев Уайт не глупее остальных членов компании,

и очень маловероятно, что кто-нибудь из них может предложить решение,

которое раньше не приходило ей в голову. Если же кому-то удается придумать

действительно оригинальное решение, миссис Уайт, если она ведет честную

игру, примет его с благодарностью.

Иными словами, ее 'несправляющийся' Ребенок уступит, если у кого-то из

присутствующих возникнет достаточно остроумная идея, которая будет

стимулировать ее Взрослого. Однако заядлые игроки в ПБВДН, такие, как

миссис Уайт, редко играют честно. С другой стороны, слишком большая

готовность принять чужое предложение наводит на мысль, не скрывается ли за

ПБВДН другая игра - 'Дурочка'.

Приведенный пример особенно нагляден, поскольку он отчетливо

иллюстрирует второе утверждение даже если миссис Уайт уже испробовала

некоторые решения, она все равно будет возражать против них. Следовательно,

цель игры состоит не в том, чтобы выслушать предложения, а в том, чтобы

отвергнуть их.

При соответствующих обстоятетьствах эту игру может играть едва ли не

каждый, так как она хорошо структурирует время. Но тщательные наблюдение за

людьми, которые особенно предрасположены к этой игре, обнаруживали

некоторые интересные закономерности. Во-первых, они с одинаковой легкостью

могут играть как на той, так и на другой стороне. Способность переключаться

на другие роли вообще характерна для Игр. Игроки могут по привычке

предпочитать одну роль другой, но они могут поменяться местами и совсем не

возражают взять на себя любую роль в той же самой игре, если это по какой-

то причине желательно (например, превращение Пьяницы в Спасителя в игре

'Алкоголика.)

Во-вторых, наблюдения показали, что человек, охотно играющий в ПБВДН,

чаще всего принадлежит к типу людей, которые в конечном счете просят

психотерапевта применить к ним какое-либо лечение. Во время игры их цель -

показать, что никто не может предложить им приемлемого решения проблемы, то

есть что они никогда не капитулируют. Но, вступая в контакт с

психотерапевтом, они требуют применить к ним приемы, которые могут

способствовать полной их капитуляции, например гипноз. Таким образом,

становится ясно, что игра ПБВДН представляет собой в какой-то степени

социальное решение внутреннего конфликта человека в связи с его

капитуляцией по какому-то поводу. Любители этой игры имеют еще одну, очень

специфическую особенность: многие из них боятся покраснеть. Приведем

пример.

_Психотерапевт_: Почему вы играете в эту игру, если вы знаете, что это

простой обман?

_Миссис_ _Уайт_: В любом разговоре я все время должна придумывать, о

чем говорить дальше. Если я ничего не могу придумать, то начинаю краснеть.

Только в темноте я не боюсь покраснеть. Я просто не могу выносить паузу в

разговоре. Я это знаю, и мой муж тоже знает. Он мне всегда об этом говорил.

_Психотерапевт_: Вы хотите сказать, что если ваш Взрослый ничем не

занят, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы 'выскочить' и заставить вас

смутиться?

_Миссис_ _Уайт_: Вот-вот. Поэтому до тех пор,