Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

'Я веду себя

вежливо, поэтому и вам придется быть вежливым'; Взрослый: 'Все в порядке. Я

вас прощаю'.

*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Родитель; Ребенок: 'Тебе

придется простить меня, ведь ты же видишь, что я это сделал случайно';

Родитель: 'Ты прав. Придется показать тебе, что значит хорошо себя вести'.

*Ходы*: 1) провокация - возмущение; 2) извинение - прощение.

*Вознаграждения*: 1) внутреннее психологическое - удовольствие от

манеры устраивать беспорядок; 2) внешнее психологическое - избегает

наказания; 3) внутреннее социальное - 'Гость-растяпа'; 4) внешнее

социальное - 'Гость-растяпа'; 5) биологическое - провокационные и ласковые

'поглаживания'; 6) экзистенциональное - 'Я ни в чем не виноват'.

4. 'Почему бы вам не... - Да, но' (ПБВДН)

*Тезис*. Игра 'Почему бы вам не ... - Да, но', занимает особое место в

анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого

понятия 'игра'. Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста.

Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится

и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых

разных компаниях, включая и психотерапевтические группы. Основные

характеристики игры видны из следующего примера.

_Уайт_ (жена): Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда

ничего не получается так, как надо.

_Блэк_: Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?

_Уайт_: Да, но у него нет времени.

_Блю_ (или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие

инструменты?

_Уайт_: Да, но он не умеет ими пользоваться.

_Ред_: А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?

_Уайт_: Да, но это слишком дорого.

_Браун_: Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает,

и не довольствоваться этим?

_Уайт_: Да, но ведь все может просто рухнуть.

Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Наконец

его прерывает одна из участниц разговора (Грин) и произносит что-нибудь в

следующем роде: 'Ох уж эти мужчины, вечно они хотят показать, какие они

мастера'.

В игре ПБВДН может принимать участие любое число собеседников. В

компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно

решение за другим, причем каждое начинается словами: 'Почему бы вам не...'

Каждому решению Уайт противопоставляет очередное 'Да, но'. Хороший игрок

может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не

сдадутся, а Уайт выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее дюжины

предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу и

очищающая сцену для следующей игры. В приведенном выше примере Грин

переключилась на игру 'Родительский комитет' типа 'Непутевый муж'.

Поскольку, за редчайшим исключением, все предложения других игроков

отвергаются, совершенно очевидно, что игра преследовала какие-то скрытые

цели. Мы считаем, что в ПБВДН играют не для того, чтобы получить ответ на

свой вопрос (то есть игра не состоит в поиске Взрослым информации или

решения проблемы), а для того, чтобы внушить уверенность своему состоянию

Ребенка и доставить ему удовольствие. Дословная запись диалога может

создать впечатление, что разговор ведется между Взрослыми, но внимательные

наблюдения помогают увидеть, что Уайт (супруга) предстает в этой игре

Ребенком, неспособным справиться с ситуацией, в то время как остальные

участники превращаются в мудрых Родителей, готовых поделиться своим опытом

ради ее блага.

Этот процесс проиллюстрирован на схеме 8. Игра может продолжаться,

поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция идут от Взрослого к

Взрослому. Они дополнительны и на психологическом уровне, где стимул,

идущий от Родителя к Ребенку ('Почему бы вам не ...') вызывает реакцию,

идущую от Ребенка к Родителю ('Да, но'). Как правило, для обеих сторон

трансакции на психологическом уровне являются бессознательными, но

внимательный наблюдатель может заметить, например, по изменившейся позе,

голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге в состоянии Я (со

Взрослого на 'несправляющегося' Ребенка - в случае миссис Уайт - и со

Взрослого на 'мудрого' Родителя - у других участников). Чтобы лучше понять

скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий