'Я веду себя
вежливо, поэтому и вам придется быть вежливым'; Взрослый: 'Все в порядке. Я
вас прощаю'.
*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Родитель; Ребенок: 'Тебе
придется простить меня, ведь ты же видишь, что я это сделал случайно';
Родитель: 'Ты прав. Придется показать тебе, что значит хорошо себя вести'.
*Ходы*: 1) провокация - возмущение; 2) извинение - прощение.
*Вознаграждения*: 1) внутреннее психологическое - удовольствие от
манеры устраивать беспорядок; 2) внешнее психологическое - избегает
наказания; 3) внутреннее социальное - 'Гость-растяпа'; 4) внешнее
социальное - 'Гость-растяпа'; 5) биологическое - провокационные и ласковые
'поглаживания'; 6) экзистенциональное - 'Я ни в чем не виноват'.
4. 'Почему бы вам не... - Да, но' (ПБВДН)
*Тезис*. Игра 'Почему бы вам не ... - Да, но', занимает особое место в
анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого
понятия 'игра'. Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста.
Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится
и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых
разных компаниях, включая и психотерапевтические группы. Основные
характеристики игры видны из следующего примера.
_Уайт_ (жена): Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда
ничего не получается так, как надо.
_Блэк_: Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?
_Уайт_: Да, но у него нет времени.
_Блю_ (или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие
инструменты?
_Уайт_: Да, но он не умеет ими пользоваться.
_Ред_: А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?
_Уайт_: Да, но это слишком дорого.
_Браун_: Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает,
и не довольствоваться этим?
_Уайт_: Да, но ведь все может просто рухнуть.
Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Наконец
его прерывает одна из участниц разговора (Грин) и произносит что-нибудь в
следующем роде: 'Ох уж эти мужчины, вечно они хотят показать, какие они
мастера'.
В игре ПБВДН может принимать участие любое число собеседников. В
компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно
решение за другим, причем каждое начинается словами: 'Почему бы вам не...'
Каждому решению Уайт противопоставляет очередное 'Да, но'. Хороший игрок
может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не
сдадутся, а Уайт выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее дюжины
предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу и
очищающая сцену для следующей игры. В приведенном выше примере Грин
переключилась на игру 'Родительский комитет' типа 'Непутевый муж'.
Поскольку, за редчайшим исключением, все предложения других игроков
отвергаются, совершенно очевидно, что игра преследовала какие-то скрытые
цели. Мы считаем, что в ПБВДН играют не для того, чтобы получить ответ на
свой вопрос (то есть игра не состоит в поиске Взрослым информации или
решения проблемы), а для того, чтобы внушить уверенность своему состоянию
Ребенка и доставить ему удовольствие. Дословная запись диалога может
создать впечатление, что разговор ведется между Взрослыми, но внимательные
наблюдения помогают увидеть, что Уайт (супруга) предстает в этой игре
Ребенком, неспособным справиться с ситуацией, в то время как остальные
участники превращаются в мудрых Родителей, готовых поделиться своим опытом
ради ее блага.
Этот процесс проиллюстрирован на схеме 8. Игра может продолжаться,
поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция идут от Взрослого к
Взрослому. Они дополнительны и на психологическом уровне, где стимул,
идущий от Родителя к Ребенку ('Почему бы вам не ...') вызывает реакцию,
идущую от Ребенка к Родителю ('Да, но'). Как правило, для обеих сторон
трансакции на психологическом уровне являются бессознательными, но
внимательный наблюдатель может заметить, например, по изменившейся позе,
голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге в состоянии Я (со
Взрослого на 'несправляющегося' Ребенка - в случае миссис Уайт - и со
Взрослого на 'мудрого' Родителя - у других участников). Чтобы лучше понять
скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий