внимательный слушатель может их заметить. Это уже будет молчаливый вариант
игры 'Дорогая'.
ИГРЫ В КОМПАНИЯХ
Компании людей созданы для времяпрепровождении, а времяпрепровождения
- для компаний. По мере углубления знакомства в ход все более начинают идти
игры. Начинается обычный, хотя и незаметный процесс взаимного выбора.
Узнают друг друга: 'Гость-растяпа' и его жертва, 'Большой и сильный папа' и
'Я бедняжечка' и другие.
В этом разделе приводятся четыре игры, наиболее типичные для
повседневной ситуации группового общения:
'Подумайте, какой ужас!', 'Изъян', 'Гость-растяпа' и 'Почему бы вам
не... - Да, но'.
1. 'Подумайте, какой ужас!'
*Тезис*. Мы выделяем здесь четыре основные формы: три
времяпрепровождения - для родителей, для взрослых, для детей - и игру. Во
времяпрепровождениях нет развязки и выигрыша, зато возникают недостойные
чувства.
1. Времяпрепровождение. 'Нынешние' представляет собой компанию
Родителей, отличающихся самодовольством, сознанием собственной правоты и
даже злонамеренным стремлением покарать всех, кто живет не по их правилам.
С социологической точки зрения такое использование своего времени типично
для определенной категории пожилых женщин, обладающих небольшим, по
независимым источником дохода. Одна из таких женщин, например, прекратила
ходить в психотерапевтическую группу после того, как ее первый ход был
встречен молчанием окружающих, а не возбужденными одобрительными
возгласами, к которым она привыкла в своем социальном кругу. Члены этой
группы, умудренные анализом игр, продемонстрировали отсутствие 'чувства
локтя' по отношению к этой женщине. Особенно это было заметно, когда все
промолчали на замечание миссис Уайт 'Кстати, о доверии к людям... Сейчас
никому нельзя доверять. И это неудивительно. Я являюсь домовладелицей.
Недавно заглянула в ящик стола одного из моих жильцов, и вы не поверите,
что я там обнаружила...' Она знала ответы на все острые социальные вопросы:
юношеской преступности (нынешние родители слишком снисходительны), разводов
(нынешним женам делать нечего), роста преступности (в наши дни чересчур
часто в районах для белых стали проживать иностранцы), роста цен (нынешние
бизнесмены слишком много хотят урвать). Она дала понять, что сама отнюдь не
снисходительна к своему непутевому сыну и к преступникам-жильцам.
Времяпрепровождение 'Нынешние' отличается от обычных сплетен девизом:
'Неудивительно'. Первый ход может в обоих случаях быть одинаковым:
'Говорят...' Когда это времяпрепровождение осуществляется не ради сплетни,
то в нем может быть направление, завершение, нередко предлагается и
'объяснение'. А обычные сплетни чаще всего пересказывают в компании,
перескакивая с одного сюжета на другой, и в конце концов теряют нить.
2. 'Рана' принадлежит к числу более доброжелательных Взрослых
времяпрепровождении. Девиз: 'Какая жалость!', хотя его скрытые мотивы столь
же непривлекательны. Здесь непременно речь идет о болезнях, о крови, о
страшных случаях. Компания представляет собой как бы импровизированный
медицинский коллоквиум. Любой его участник вправе сделать сообщение о
каком-либо медицинском происшествии, и чем оно ужаснее, тем лучше. Все
детали жадно обсуждаются. Типичные темы: разбитое в кровь лицо, полостная
операция, трудные роды и т.п. Это времяпрепровождение отличается от обычных
сплетен тем, что каждый стремится превзойти других рассказчиков и
обнаружить большую медицинскую компетентность. Собеседники систематически
обсуждают патологическую анатомию, диагнозы, прогнозы и сравнивают
различные истории болезней В обычных сплетнях благоприятный прогноз может
приветствоваться, но в этом времяпрепровождении постоянная демонстрация
оптимистического взгляда (если только его неискренность не бросается в
глаза) может в конце концов привести к изгнанию участника, который играет
не по правилам.
3. К времяпрепровождениям для Ребенка относятся 'Перекур' и 'Чаепитие'
(на работе). Их девиз 'Что хотят, то и делают'. Это вариант для учреждения.
Вечером он может превращаться во времяпрепровождение 'За стойкой бара',
состоящее в поверхностном обсуждении экономических или политических
вопросов. Здесь обычно фигурирует некий персонаж со смутными очертаниями,
держащий в своих