землевладельцы иногда участвуют в игре 'Кредитор', точнее, в ее
разновидности: 'Попробуй не заплати мне' (ПНЗМ). Любители играть в ППСМ и
ПНЗМ легко узнают друг друга, и поскольку игра сулит им трансакционные
'вознаграждения' и азарт погони, то контакт с противником в глубине души
доставляет им большое удовольствие. Независимо от того, кому достанутся
деньги, оба в конечном счете помогают друг другу подготовить и укрепить
свою позицию для игры 'Ну почему такое случается именно со мной?'.
Различные игры, связанные с деньгами, обычно имеют очень серьезные
последствия. И если наше описание таких игр выглядит поверхностным, как
утверждают некоторые читатели, то это происходит совсем не потому, что оно
касается мелочей, а потому, что оно в основном вскрывает мелочные мотивы,
которыми руководствуются люди в весьма серьезных делах.
*Антитезис*. Очевидный антитезис в игре ППСМ - потребовать немедленной
уплаты наличными. Однако у хорошего игрока в ППСМ есть способы обойти такое
требование, причем эти способы не срабатывают только на совсем уж
бесчувственных кредиторах. Антитезис в игре ПНЗМ - честность и
своевременная уплата взноса. Поскольку игроки в ППСМ и ПНЗМ - во всех
смыслах профессионалы, у любителя, вступившего с ними в игру, шансов
выиграть столько же, сколько при игре с профессиональными картежниками. Но
хотя любитель выигрывает редко, он по крайней мере может получить
удовольствие просто от участия в игре. По традиции в обе эти игры люди
играют без тени юмора. И ничто не приводит профессионала в большее
замешательство, чем смех, которым его жертва-любитель встречает исход игры.
В финансовых кругах такое поведение считается совершенно недопустимым.
3. 'Бейте меня'
*Тезис*. *В* этой игре обычно участвуют люди, которые ведут себя так,
будто на них написано: 'Пожалуйста, не бейте меня'. Искушение почти всегда
непреодолимо, поэтому после вполне естественного исхода Уайт жалобно
восклицает: 'Но ведь весь мой вид ясно говорил: 'Не бейте меня'!' После
этого он чаще всего недоуменно добавляет: 'Ну почему такое случается именно
со мной?' (ПТСМ). С клинической точки зрения игра ПТСМ может
интроецироваться и надеть маску стандартного клише из игры 'Психиатрия':
'Когда я нахожусь в состоянии стресса, я совершенно не в себе'. Один из
элементов в игре ПТСМ является результатом, который я называю гордостью
наизнанку: 'Мои несчастья лучше ваших'. Эта черта часто наблюдается у
параноидальных личностей.
Если люди из непосредственного окружения Уайта его не 'бьют' из-за
своей доброты, возможно, из-за установки 'Я только пытаюсь помочь вам' или
условностей и правил, принятых в данном кругу, то поведение Уайта
постепенно становится все более и более провокационным, причем до тех пор,
пока он не перейдет все границы и не заставит свое окружение пойти ему
навстречу. К этой категории могут относиться некоторые покинутые женщины, а
также люди, которых постоянно увольняют с работы.
Соответствующая игра, распространенная среди женщин, называется
'Поношенное платье'. Эти женщины, часто весьма благовоспитанные, из хороших
семей, прилагают максимум усилий, чтобы выглядеть убого и жалко. Они
тщательно следят за тем, чтобы по разным 'уважительным' причинам их доходы
не превышали уровня, едва достаточного для пропитания. Если им вдруг
'свалится на голову' наследство, то рядом почти всегда находится
предприимчивый молодой человек, который поможет им от него избавиться,
подсунув взамен акции какого-нибудь сомнительного предприятия (или что-
нибудь в этом же роде). В повседневной жизни очень часто это бывает Мамина
подруга, которая всегда готова дать благоразумный Родительский совет, так
как она вообще живет жизнью других людей. Такие женщины играют в ПТСМ
молча, и только их стоическое поведение словно говорит 'Ну почему такое
случается именно со мной?'
Интересный вариант этой же игры можно наблюдать у хорошо
приспособленных к жизни людей, которым постоянно сопутствует успех, часто
превышающий их собственные ожидания. В таких случаях ПТСМ может подвести
человека к серьезным, конструктивным размышлениям и даже к развитию его
личности в самом лучшем смысле этою слова. Тогда игра может обрести вид
'Что хорошего я сделал,