мужу. Ведь ей так же хочется, чтобы игра продолжалась, и она
играла бы роль Преследователя, как этого хочется и мистеру Уайту (с той
только разницей, что он хочет продолжать играть роль Алкоголика). Легко
представить себе ее упреки мужу на следующее утро после пикника. Этот
вариант игры чреват осложнениями, особенно, если Уайт - начальник Блэка по
службе. Вообще-то говоря. Простаки не так уж и просты. Часто это одинокие
люди, которые могут многое выиграть от хорошего отношения к алкоголикам.
Например, хозяин закусочной, играющий роль Славного малого, расширяет таким
образом круг своих знакомств; к тому же в своей компании он может
приобрести репутацию не только щедрою человека, но и прекрасного
рассказчика.
Один из вариантов Славного малого появляется, например, тогда, когда
человек просит у всех совета, ищет возможности, как лучше всего кому-то
помочь. Это пример хорошей, конструктивной игры, которую следует всячески
поощрять. Противоположность этой игры - роль Крутого парня, в которой
человек ищет способы как можно сильнее причинить людям боль и ущерб. И
хотя, возможно, он никого и никогда не увечит, но окружающие начинают
ассоциировать его с такими 'крепкими парнями', которые 'играют до конца'. А
он греется в лучах этой славы. Французы называют такой экземпляр fanfarone
de vice (фанфароном зла).
_Анализ_
*Тезис*: 'Ну и гадок же я был! Посмотрим, сможете ли вы меня
остановить'.
*Цель*: самобичевание.
*Роли*: Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.
*Иллюстрации*: 'Посмотрим, поймаешь ли ты меня'. Прототипы этой игры
обнаружить довольно трудно из-за ее сложности. Однако дети, особенно дети
алкоголиков, часто проделывают маневры, типичные для Алкоголиков. Играя в
'Посмотрим, поймаешь ли ты меня', дети лгут, прячут вещи, напрашиваются на
порочащие их замечания или ищут людей, готовых им помочь. Они находят,
например, благожелательного соседа, который раздает подачки, и т. д.
Самобичевание при этом как бы откладывается на более поздний возраст.
*Социальная* *парадигма*: Возрослый - Взрослый; Взрослый: 'Скажите
мне, что вы обо мне думаете на самом деле, или помогите мне бросить пить';
Взрослый: 'Буду с вами откровенен'.
*Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Ребенок:
'Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить'; Родитель: 'Ты должен бросить
пить, потому что...'
*Ходы*: 1) провокация - обвинение или прощение; 2) потворство своим
желаниям - гнев или разочарование.
'*Вознаграждения*': 1) внутреннее психологическое - а) выпивка как
процедура - бунт, утешение, удовлетворение желания; б) 'Алкоголик' как игра
- самобичевание;
2) внешнее психологическое - избегание сексуальной и других форм
близости;
3) внутреннее социальное - 'Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить';
4) внешнее социальное - времяпрепровождения 'На следующее утро',
'Коктейль' и т. д.;
5) биологическое - попеременный обмен выражениями любви и гнева;
6) экзистенциальное - 'Все меня хотят обидеть'.
2. 'Должник'
*Тезис*. 'Должник' - это не просто игра, это нечто большее. В Америке
игра 'Должник' для многих людей становится сценарием, планом на всю жизнь.
Впрочем, то же самое происходит, например, в джунглях Африки, где
родственники юноши покупают ему за огромную цену невесту и он на многие
годы становится их должником.
В США, в наиболее цивилизованных районах, господствует, по существу,
такой же обычай, только вместо невесты чаще всего новобрачным покупается
дом. Если необходимую сумму не дают родственники, то на этот случай
существует банк.
Таким образом, и африканский юноша с болтающимся в ухе амулетом на
счастье, и американский с каким-нибудь подобным амулетом - оба молодых
человека вдруг могут почувствовать, что в их жизни появилась 'цель'.
Большой праздник - свадьба или новоселье - происходит ведь не тогда, когда
долг выплачен, а в момент займа. Например, по телевизору чаще всего
рекламируют не мужчину средних лет, который наконец-то выкупил закладную, а
человека молодого, въезжающего в новый дом со своей семьей и гордо
размахивающего только что подписанными бумагами, которые свяжут его по
рукам и ногам на все годы наибольшего расцвета