'*Вознаграждения*': 1) внутреннее психологическое - делается попытка
установить, каким образом игра увеличивает внутреннюю психическую
стабильность; 2) внешнее психологическое - мы пытаемся установить, каких
тревожных ситуаций или какой близости избегает Водящий; 3) внутреннее
социальное - здесь мы приводим типичную фразу, употребляемую при игре с
близкими людьми; 4) внешнее социальное - приводится ключевая фраза,
произносимая в менее интимном кругу в игре или времяпрепровождении,
производном от данной игры; 5) биологическое - мы пытаемся определить,
какой вид 'поглаживаний' данная игра предлагает ее участникам; 6)
экзистенциальное - описывается жизненная позиция, исходя из которой игроки
участвуют в данной игре.
*Родственные* *игры*. Приводится список родственных игр, а также игр,
дополнительных к данной или содержащих антитезис к ней.
Адекватно понять игру можно только в психотерапевтической ситуации.
Причем к психотерапевту гораздо чаще приходят люди, играющие в
деструктивные, а не в конструктивные игры. Поэтому лучше исследованы именно
деструктивные игры, но читатель не должен забывать, что существуют и
конструктивные игры - в них играют более благополучные люди. Чтобы уберечь
понятие игры от вульгаризации (этой судьбы не избежали многие
психиатрические термины), мы хотим еще раз подчеркнуть, что оно имеет
весьма четкие границы; исходя из приведенных выше критериев, следует
отчетливо разграничить, с одной стороны, Игры, а с другой - процедуры,
ритуалы, времяпрепровождения, операции, маневры и установки, возникающие на
основе различных жизненных позиций. Игра проводится с определенной
жизненной позиции, но ни позиция, ни соответствующая ей установка игрой не
являются.
Разговорные фразы и выражения
Многие разговорные выражения, которые используются в книге, мы
услышали от пациентов. Участники игр прекрасно понимают и воспринимают их и
даже получают от них удовольствие - при условии, конечно, что они
используются вовремя и к месту. Если некоторые из этих выражений и кажутся
непочтительными, то ведь понятно, что их иронический заряд направлен против
самой игры, а не против ее участников. Первое требование к такого рода
выражениям - уместность, и если иногда они и звучат забавно, то именно
потому, что попадают 'в точку'.
В академических целях можно излагать психологические истины научным
языком, но эффективное распознавание эмоционального заряда конкретной
ситуации может потребовать совсем иного подхода. Поэтому мы предпочитаем
назвать игру 'Подумайте, какой ужас!' вместо 'Вербализация спроецированной
анальной агрессии'. Первое название не только более динамично и эффективно,
но к тому же и более точно.
ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Все игры при обычных обстоятельствах оказывают на судьбу их участников
очень важное, а иногда и решающее влияние. Однако некоторые из игр более
успешно, чем другие, превращаются в дело всей жизни человека и чаще
затрагивают более или менее причастных и даже непричастных к ним
наблюдателей. Мы назовем эту группу 'Играми на всю жизнь'. В нее мы
включили: 'Алкоголик', 'Должник', 'Бейте меня', 'Ну что, попался, негодяй',
'Посмотри, что я из-за тебя сделал', а также основные варианты этих игр.
Они смыкаются с супружескими играми и с играми преступного мира.
1. 'Алкоголик'
*Тезис*. В анализе игр не существует ни алкоголизма, ни алкоголиков, а
есть роль Алкоголика в некоторой игре. Если основной причиной чрезмерного
потребления спиртного являются, например, физиологические нарушения, то это
относится к ведению врача-терапевта. Объект анализа в предлагаемой нами
игре совсем другой те социальные трансакции, которые влечет за собой
злоупотребление спиртным. Эту игру мы назвали 'Алкоголик'.
В полностью развернутом виде эта игра предполагает пять участников, но
некоторые роли могут быть совмещены, так что игра может начаться и
закончиться при участии всего двух игроков. Центральная роль, роль
Водящего, - это сам Алкоголик, которого мы будем называть иногда Уайт.
Наиболее важный партнер - Преследователь. Эту роль, как правите, играет
представитель противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья
роль - Спаситель, ее обычно играет