Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

'вознаграждения' содержится в названии

игры, под которым она известна в узком кругу. Подчиняясь мужу, жена

получает право заявлять: 'Если бы не ты'. Это помогает ей структурировать

время, которое она проводит с мужем. В случае с миссис Уайт потребность в

структурировании времени была особенно велика, так как общих интересов у

них с мужем не было, особенно в период до рождения детей и после того, как

дети выросли. Пока дети росли, супруги играли в ЕНТ реже и менее

интенсивно, поскольку дети выполняли свою обычную функцию структурирования

родительского времени и, кроме того, обеспечивали семью еще более

распространенным вариантом ЕНТ 'Загнанная домохозяйка'.

Тот факт, что молодые американские матери действительно очень заняты,

не влияет на анализ этого варианта игры. Анализ игр стремится лишь

беспристрастно ответить на следующий вопрос: при условии, что женщина очень

занята, каким образом она сумеет воспользоваться своей занятостью, чтобы

получить хоть какую-то компенсацию?

Внешнее социальное 'вознаграждение' определяется тем, как данная

ситуация используется для внешних социальных контактов. Игра 'Если бы не

ты' (слова жены мужу) легко трансформируется во времяпрепровождение 'Если

бы не он', популярное при встречах с подругами за чашкой кофе. Игры влияют

и на выбор социальных компаньонов. Когда новую соседку приглашают на чашку

кофе, на самом деле ее приглашают поиграть в 'Если бы не он'. Если она

будет хорошим партнером, то вскоре может стать для всех лучшей подругой.

Если же она откажется играть и будет настойчиво говорить о своем муже в

доброжелательном тоне, долго в компании она не продержится. С ней

произойдет то же, что обычно происходит с человеком, который отказывается

пить на вечеринках. Постепенно ее вообще перестанут приглашать в эту

компанию.

Таким образом, мы подошли к концу анализа формальных характеристик

ЕНТ. Чтобы лучше уяснить процедуру анализа, мы предлагаем читателю

обратиться к приведенному в настоящей книге анализу игры 'Почему бы вам не

...? - Да, но' (наиболее распространенная игра; она в равной степени

популярна на вечеринках, официальных заседаниях и в психотерапевтических

группах).

3. Генезис игр

Опираясь на изложенные выше точки зрения, весь процесс воспитания

ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и

как в них играть. Ребенка обучают также процедурам, ритуалам и

времяпрепровождениям, отвечающим его положению в конкретной социальной

ситуации. Но последнее мы считаем менее важным, чем обучение играм. Знание

процедур, ритуалов, времяпрепровождении, умение участвовать в них

определяют в основном те возможности, которые будут доступны ребенку, в то

время как игры, в которые он научился играть, определяют, <сак он

воспользуется предоставленными возможностями; от них зависит и исход

ситуаций, в которые он в принципе может быть вовлечен. Любимые игры, будучи

элементами его жизненного сценария, в конечном итоге определяют его судьбу,

например 'вознаграждения', полученные в результате брака или деловой

карьеры и даже обстоятельства его смерти.

Добросовестные родители уделяют большое внимание обучению детей

процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, принятым в их кругу. В

последующие годы они столь же тщательно выбирают школу, колледж, обучение в

которых будет следовать уже заданному курсу. Однако при этом родители

практически не обращают внимания на проблему игр, которые образуют основную

структуру эмоциональной динамики внутрисемейных взаимоотношений и которым

дети обучаются с самых первых месяцев жизни на основе собственных значимых

переживаний. Такого рода вопросы обсуждаются уже много веков, однако это

обсуждение носит довольно общий и несистематический характер.

В современной психиатрической литературе были сделаны попытки подойти

к этим вопросам более методично, но без концепции игр мы вряд ли сможем

придать исследованиям достаточно последовательный характер. Теориям,

исходящим из внутренней индивидуальной психодинамики, до сих пор не

удавалось удовлетворительно решить проблемы человеческих взаимоотношений.

Описание трансакционных ситуаций требует привлечения теории социальной

динамики, которую нельзя целиком вывести из