Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

у младенцев в

результате крайнего истощения или после длительной болезни.

Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от

эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным

изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует

считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так

же, как и ощущение пищевого голода.

У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не

только в биологическом, а и в психологическом и социальном плане. Такие

термины, как 'недоедание', 'насыщение', 'гурман', 'человек с причудами в

еде', 'аскет', можно легко перенести из области питания в область ощущений.

Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная

стимуляция. В обеих областях при обычных условиях и большом разнообразии

выбора предпочтение в основном зависит от индивидуальных склонностей и

вкусов. Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека

предопределены конституциональными особенностями организма. Но это не имеет

отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.

Для психолога и психотерапевта, изучающих проблемы сенсорного голода,

представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста

ребенок постепенно отдаляется от матери. После того как период близости с

матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который

в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно

будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими

факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа,

какую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно

стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс.

Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими

формами физической близости, поэтому даже простой намек, на узнавание в

какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к

физическому контакту сохранит первоначальную остроту.

Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни

называли, результатом является частичное преобразование младенческого

сенсорного голода в нечто, что можно назвать потребностью в признании [По-

английски этот термин звучит recognition-hunger (голод по признанию) и

вместе с тремя другими терминами - сенсорный голод, пищевой голод и

структурный голод - образует систему параллельных терминов. - Здесь и далее

прим. ред.]. По мере того как усложняется путь к достижению этого

компромисса, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении

получить признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное

взаимодействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека.

Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы

(назовем их 'поглаживаниями') от даже неизвестных ему поклонников. В то же

время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом

состоянии, получая лишь одно 'поглаживание' в год от уважаемого им коллеги.

'*Поглаживание*' - это лишь наиболее общий термин, который мы

используем для обозначения интимного физического контакта. На практике он

может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно

поглаживают, обнимают или похлопывают, а порой шутливо щиплют или слегка

щелкают по лбу. Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной

речи. Поэтому по интонации и употребляемым словам можно предсказать, как

человек будет общаться с ребенком. Расширив значение этого термина, мы

будем называть 'поглаживанием' любой акт, предполагающий признание

присутствия другого человека. Таким образом, 'поглаживание' будет у нас

одной из основных единиц социального действия. Обмен 'поглаживаниями'

составляет трансакцию, которую в свою очередь мы определяем как единицу

общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по

сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был

подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт

благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но

также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии.

Существенным обстоятельством явилось то,