- добыть интересующую его информацию. В США существуют десятки
профессиональных журналов, обучающих искусству коммерческих маневров. Они
рассказывают о выдающихся играх и игроках (коммерсантах, заключивших
исключительно удачные сделки). С точки зрения трансакционного анализа такие
издания ничем не отличаются от известных спортивных журналов.
Однако предметом нашего исследования являются бессознательные игры, в
которые играют неискушенные люди. Не отдавая себе в этом отчета, они
порождают в процессе игры двойные трансакции. Именно такие игры во всем
мире образуют важнейший аспект общественных взаимоотношений. Благодаря их
динамической природе игры нетрудно отличить от статических установок,
являющихся чаще всего результатом жизненной позиции.
Не следует заблуждаться относительно значения слова 'игра'. Как мы уже
говорили, игра совсем необязательно предполагает удовольствие или веселье.
Например, коммивояжеры совсем не считают свою работу забавной, как это
прекрасно показал Артур Миллер в пьесе 'Смерть коммивояжера' [Миллер, Артур
(р. 1915) - американский драматург. Трагедия 'Смерть коммивояжера' (1949) о
крахе успеха как мечты, веры и моральной нормы 'маленького человека'.].
Многие игры весьма серьезны. Так же как сегодня спортсмены всерьез играют в
футбол, так и большинство игроков нельзя обвинить в отсутствии серьезного
отношения к играм.
То же самое относится и к словам 'играть' и 'игрок'. Это могут
подтвердить игроки в покер, а также те, кто долго играл на бирже.
Этнографы, представители других наук знают о том, какой серьезный характер
могут приобретать игры. Одна из самых сложных когда-либо существовавших игр
- 'Придворный', превосходно описана Стендалем в 'Пармской обители'. Эта
игра отличалась убийственной серьезностью.
Наиболее зловещей игрой является, конечно, война.
2. Типичная игра
Проиллюстрируем основные черты игр на примере одной игры, наиболее
распространенной среди супругов, которую можно назвать 'Если бы не ты'.
...Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго
ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать.
После того как она прошла курс лечения у психотерапевта, что повлияло на
*ее* установку, ее муж стал чувствовать себя менее уверенно и стал больше
ей разрешать. Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей деятельности и
записалась на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что
смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от
своей затеи.
Это неприятное происшествие, так же как и целый ряд ему подобных,
пролило свет на некоторые особенности брака миссис Уайт. Из всех своих
поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претендента. Это в
дальнейшем дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы заниматься
различными делами, 'если бы не он'. У многих ее подруг мужья тоже были
деспотичными, так что, собираясь за чашечкой кофе, они подолгу играли в
'Если бы не он'.
Однако вопреки ее жалобам выяснилось, что на самом деле муж оказывал
ей большую услугу, запрещая делать то, чего она сама очень боялась. Более
того, он фактически даже не давал ей возможности догадаться о своем страхе.
Это, наверное, и была одна из причин, по которой ее Ребенок весьма
прозорливо выбрал такого мужа.
Но этим дело еще не исчерпывалось. Запреты мужа и жалобы жены были
причиной частых ссор, что отрицательно сказывалось на их интимной жизни.
Муж испытывал при этом чувство вины, поэтому постоянно дарил жене подарки.
Он этого не делал бы, если бы все было в порядке. Когда же муж предоставил
жене больше свободы, то его подарки стали и дешевле, и реже. Помимо дома и
детей, супруги, по существу, имели мало общих интересов, поэтому на этом
фоне ссоры были для них серьезным событием, во время которых разговоры
супругов выходили за рамки обычного обмена репликами. В целом семейная
жизнь миссис Уайт служила подтверждением мысли, которую она всегда
высказывала: все мужчины - подлецы и тираны. Впоследствии оказалось, что
подобная ее установка была связана с навязчивыми фантазиями многолетней
давности, в которых она представляла себя изнасилованной.
Приведенную игру можно проанализировагь с разных сторон. Очевидно, что
она принадлежит к явлениям из области социальной