страховой агент
старательно учится разного рода социальным времяпрепровождениям. В процессе
игры его Взрослый прислушивается к возможным клиентам и выделяет их из
остальных партнеров как людей, с которыми ему хотелось бы познакомиться
поближе. Причем его выбор, как правило, совершенно не зависит от их умения
играть или от ощущения внутреннего родства с ними, а основывается на
второстепенных факторах, в данном случае на их готовности платить.
Между тем времяпрепровождения обладают одной специфической
особенностью - они взаимно исключают друг друга. Например, 'мужской
разговор' и 'женский разговор' никогда не смешиваются. Компания, увлеченно
играющая в 'А вы бывали когда-нибудь... (там-то)?', с раздражением
отнесется к назойливому гостю, который хочет играть в 'Сколько стоит...?'.
Игрокам в 'Родительский комитет' проецирующего типа не понравится вторжение
интроецирующих игроков, хотя их недовольство не будет столь сильным, как в
обратной ситуации.
Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к
дружбе. Например, компания женщин, каждое утро собирающаяся по очереди в
чьем-нибудь доме, чтобы выпить кофе и поиграть в 'Непутевого мужа', скорее
всего окажет весьма прохладный прием новой соседке, которая хочет играть во
'Все замечательно'. Каково им, без конца твердящим, что у них
отвратительные мужья, слышать, как новая соседка расхваливает своего мужа,
утверждая, что он - само совершенство. Вряд ли они будут долго терпеть ее в
своей компании. Если на вечеринке кто-то из компании хочет перейти от
беседующих в одном углу в другую группу, то он либо должен присоединиться к
новому времяпрепровождению, либо суметь переключить эту группу на новую
тему. Хорошая хозяйка, безусловно, всегда владеет ситуацией. В случае
необходимости она объявит программу: 'Мы тут играем в 'Родительский
комитет' проецирующего типа. Хотите принять участие?' Или: 'Ну, девочки,
вы, должно быть, уже наигрались в 'Гардероб?' Или: 'Познакомьтесь, мистер N
- писатель (политик, хирург). Я уверена, что он с удовольствием сыграет в
'Смотри, мама, какой я молодец! Не правда ли, мистер N?'
Времяпрепровождения способствуют подтверждению ролей, избранных
человеком, и укреплению его жизненной позиции. Понятие 'роль' сходно с тем,
что Юнг [Юнг, Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог и психиатр,
последователь психоанализа, один из ближайших сотрудников Фрейда. В
дальнейшем их научные пути разошлись.] называл persona, с той только
разницей, что это понятие более глубоко коренится в фантазиях. В
'Родительском комитете' проецирующего типа один из игроков может взять на
себя роль сурового Родителя, другой - добродетельного Родителя, третий -
роль снисходительного Родителя, а четвертый - роль Родителя-помощника. Все
четверо ощущают Родительское состояние Я и действуют в соответствии с ним.
Однако все четверо его ощущают по-разному. Если роль каждого из них
признается другими, то есть не вызывают антагонизма, или в ответ на любой
антагонизм только укрепляется, или встречает одобрение людей некоторого
типа (что выражается в 'поглаживаниях'), то это означает, что данная роль
встречает поддержку.
А подтверждение роли способствует укреплению жизненной позиции
индивида. Жизненная позиция формулируется в виде простого утверждения,
влияющего на все трансакции того или иного индивида. В конечном итоге
жизненная позиция определяет не только его судьбу, но чаще всего и судьбу
его потомков. Позиция может быть более или менее абсолютной. Типичными
жизненными позициями, исходя из которых можно играть, например, в
'Родительский комитет' проецирующего типа, являются следующие: 'Все дети -
плохие!', 'Все чужие дети - плохие!', 'Все дети печальны!', 'Детям всегда
достается!'. Каждая из этих позиций соответственно вызывает к жизни роль
суровою, или добродетельного, или снисходительного Родителя или Родителя-
помощника. Жизненная позиция проявляется прежде всего в установке, которую
она порождает. Именно в соответствии с установкой индивид проводит
трансакции, составляющие его роль.
Выбор и фиксация позиции происходят у человека на удивление рано, в
основном начиная со второго года жизни (иногда даже с первою), и
заканчиваются примерно к семи годам. Во всяком случае, это