повезло на финансовом поприще); 'На следующее
утро' (Похмелье) и 'Коктейль' (Я знаю рецепт получше) -
времяпрепровождения, типичные для честолюбивых молодых людей определенного
типа.
Структурно-деятельностную классификацию времяпрепровождении мы
основываем на личностных характеристиках. В 'Родительский комитет',
например, можно играть на трех уровнях. На уровне Ребенок - Ребенок игра
принимает вид: 'Что делать с упрямыми родителями?' На уровне Взрослый -
Взрослый: 'Родительский комитет' (в собственном смысле слова) - это
времяпрепровождение, популярное среди образованных молодых матерей. У более
старшего поколения это времяпрепровождение обычно принимает назидательную
форму: 'Преступность среди несовершеннолетних' (уровень Родитель -
Родитель) Некоторые супружеские пары играют в 'Скажи им, дорогой', в
которой жена говорит от лица Родителя, а муж подыгрывает ей, как не по
годам развитый ребенок.
Еще более убедительна психологическая классификация
времяпрепровождении. Например, и в 'Родительский комитет', и в 'Психиатрию'
можно играть в так называемой проецирующей и интроецирующей форме. На схеме
6а дан анализ времяпрепровождения уровня 'Родительский комитет'
проецирующего типа, основанного на конструкции Родитель - Родитель.
ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc
¦ ДДДДДДДСтДДДДДДД> ¦ ¦ ¦ ¦
¦ P ¦ ¦ P ¦ ¦ P ¦ ¦ P
¦ <ДДДДДДРкДДДДДДДД ¦ ¦ ¦ ¦
ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ДДДДДДДСтДДДДДДД>
¦ B ¦ ¦ B ¦ ¦ B ¦ ¦ B
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <ДДДДДДРкДДДДДДДД
ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Pe ¦ ¦ Pe ¦ ¦ Pe ¦ ¦ Pe
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ
а) Родительский комитет б) Психиатрия интроецирующего типа
проецирующего типа 'Преступность 'Психоанализ'
среди несовершеннолетних'
Схема 6. Времяпрепровождения
А: Если бы не разводы, не было бы такой преступности среди подростков.
В: Дело не только в этом. Сейчас детей даже в благополучных семьях не
учат хорошим манерам, как это было в наше время.
'Родительский комитет' интроецирующего типа соответствует конструкции
Взрослый - Взрослый:
С: Мне кажется, я просто не могу быть хорошей матерью.
D: Как бы вы ни старались, дети все равно вырастают не такими, как
хочется. Вам только и остается, что гадать: правильно ли вы поступаете и
какие ошибки успели совершить?
'Психиатрия' проецирующего типа (уровень Взрослый - Взрослый):
Е: По-моему, его поведение - результат подсознательной фрустрации.
F: Мне кажется, вам прекрасно удалось сублимировать ваши агрессивные
наклонности.
На схеме 6б показана 'Психиатрия' интроецирующего типа. Это
времяпрепровождение на уровне 'Взрослый - Взрослый'.
N: Для меня эта живопись символизирует порочность и грязь.
H: Что касается меня, занятия живописью - это попытка угодить отцу.
Времяпрепровождения не только создают структуру времени и обеспечивают
участникам взаимно приемлемые 'поглаживания', но и выполняют функцию
социального отбора. В процессе времяпрепровождения Ребенок в каждом
участнике внимательно наблюдает за партнерами и оценивает их возможности. К
концу вечеринки каждый игрок выберет себе нескольких человек, с которыми
ему захочется познакомиться поближе, отбросив других участников, независимо
от того, насколько интересными или привлекательными они были в течение
вечера. Избранники обычно представляют собой наиболее вероятных кандидатов
для более сложных взаимоотношений, то есть для игр. Такую систему отбора,
несмотря на наше желание дать ей рациональное объяснение, мы считаем в
большой степени интуитивной и бессознательной.
В некоторых случаях в процессе отбора Взрослый берет верх над
Ребенком. Например, рассмотрим ситуацию, в которой