Эрик Бёрн

Игры в которые играют люди.

этих разумных основ. Зато это

один из способов, с помощью которого ставшие стеной профессионалы могут

воспрепятствовать новой, вполне здравой процедуре: высмеять ее как ритуал.

Это объясняет судьбу Земмельвейса [Земмельвейс, Игнац Филипп (1818-1865) -

венгерский акушер, впервые добившийся резкого снижения смертности от

родильной горячки (родового сепсиса) благодаря тщательному мытью рук и

дезинфицированию их. Его метод был встречен врачами очень враждебно] и

многих других новаторов.

Существенной особенностью и процедур, и ритуалов мы считаем то, что

они стереотипны. Как только произошла первая трансакция, все остальные в

серии становятся предсказуемыми. А порядок их известен заранее. Результат

последовательности трансакций также предопределен, если, конечно, не

случается что-то непредвиденное.

Процедура и ритуал различаются в зависимости от того, что

предопределяет их ход: процедуры планируются Взрослым, а ритуалы следуют

схемам, заданным Родителем.

Люди, не умеющие хорошо исполнять ритуалы или чувствующие себя при

этом неуютно, иногда стараются избегать их, заменяя процедурами. К этой

категории, например, относятся гости, которые любят помогать хозяйке

готовить и разносить угощения во время званых вечеров.

ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ

Времяпрепровождения (как способ проводить время) можно рассматривать

на социальном и временном фоне с учетом различных степеней сложности,

соответственно имея в виду различные уровни сложности процесса.

Однако если принимать за единицу общения трансакцию, можно выделить из

всех относящихся сюда ситуаций некоторую сущность, которую мы и назвали

времяпрепровождением. Определим его как серию простых, полуритуальных

дополнительных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой

является структурирование определенного интервала времени. Начало и конец

такого интервала мы обычно обозначаем процедурами или ритуалами. При этом

трансакции приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы

каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала. Чем

лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш.

Времяпрепровождения, как правило, составляют основное содержание,

например, различных вечеринок или времени ожидания перед самым началом

какого-нибудь официального собрания. Причем структура и динамика

человеческих взаимоотношений в обоих случаях одинаковы. Времяпрепровождения

в эти периоды могут принимать форму 'болтовни' или серьезного обсуждения

какой-либо проблемы.

Компания гостей, приглашенных на коктейль, подчас представляет собой

своего рода выставку разнообразных способов времяпрепровождении. В одном

углу могут играть в 'Родительский комитет', обсуждая вопросы воспитания

детей, в другом - собрались любители психиатрии, в третьем углу обсуждают

того или иного человека, а четвертая группа может быть поглощена вопросом:

'Какая машина лучше?' Женщины обычно говорят о проблемах кухни и гардероба.

Наблюдения подтверждают, что такого рода мероприятие практически

ничем, кроме имен присутствующих там людей, не отличается от десятков

подобных же вечеринок, происходящих в то же самое время и в такой же среде.

Для различных социальных слоев типичен разный набор времяпрепровождении.

Времяпрепровождения можно классифицировать многими способами.

Характеристика по внешним параметрам основана на социальных признаках (пол,

возраст, семейное положение, национальная принадлежность, культурный

уровень, благосостояние). Такие темы, как 'Какой автомобиль лучше?', 'Кто

выиграл спортивные соревнования?' и т.п., относятся к 'мужским разговорам'.

А к 'женским разговорам' относятся темы: 'Покупки', 'Кухня', 'Гардероб' и

т.п. Подростки чаще всего играют в 'Ухаживание', а наиболее

распространенная' игра для людей среднего возраста - 'Доходы и расходы'. К

этой группе, представляющей собой вариации 'светской болтовни', относятся.

'Как это делается' (прекрасно подходит для короткого авиапутешествия);

'Почем?' (любимое времяпрепровождение в барах среди людей среднего достатка

и ниже); 'А вы бывали когда-нибудь в ...' (ностальгическое, популярное

среди 'бывалых' людей); 'Вы знакомы с (таким-то)?' - времяпрепровождение

для одиноких людей; 'А что стало' (со стариной Джо)? (часто играют те, кому

повезло или, наоборот, не