три состояния *Я*. Следующий обмен
репликами является ярким, хотя и несколько грубоватым примером торговой
игры.
Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману.
Покупательница: Вот ее-то я и возьму.
Эта трансакция проанализирована на схеме 5а. Продавец на уровне
Взрослого констатирует два факта: 'Эта модель лучше' и 'Она вам не по
карману'. На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к
Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить:
'Вы, безусловно, правы и в том, и в другом'. Однако скрытый,
психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к
Ребенку покупательницы. Ответ, который дал Ребенок, показывает, что наш
анализ правилен. Покупательница думает: 'Несмотря на финансовые
последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его
покупателей'. Эта трансакция дополнительна на обоих уровнях, поскольку
продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть
как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.
ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc ЗДДДДДДДДДc
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ P ¦ ¦ P ¦ ¦ P ¦ ¦ P
¦ ¦Социальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
ЦДДДДДДДДД¦ уровень ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦ ЦДДДДДДДДД¦
¦ МММММММСтММММММ> ¦ ¦ ММММММММСтММММММ>
¦ B <ММММММРкМММММММ B ¦ ¦ B ¦Социальный ¦ B
¦ <ДДcДДДСтДДc ¦ ¦ ¦ <МММММММРкМММММММ
ЦДДДДДДДДД¦¦
¦ ¦¦ ЮДДДД> ¦ ¦ ДДДДДДДДДДДДДДДД>
¦ Pe ¦ЮДДДРкДДДДДДДД Pe ¦ ¦ Pe ¦Психологич.¦ Pe
¦ ¦Психологич.¦ ¦ ¦ <ДДДДДДДДДДДДДДДД
ЮДДДДДДДДДЫ уровень ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ
Продавец Покупательница Ковбой Девушка
а) Угловая трансакция б) Двойная трансакция
Схема 5. Скрытые трансакции
В двойной скрытой трансакции участвуют четыре состояния *Я*. Она часто
присутствует при флирте. Ковбой: Не хотите ли посмотреть конюшню? Девушка:
Ах, я с детства обожаю конюшни! На схеме 5б видно, что на социальном уровне
происходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как на
психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком и его содержание -
сексуальные взаимоотношения (заигрывание). На поверхности инициатива
принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр на самом деле
предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз.
Таким образом, мы подразделяем трансакции на дополнительные и
пересекающиеся, на простые и скрытые, а последние - на угловые и двойные.
ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ
Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной
последовательности. Эта последовательность не является случайной, а
планируется одним из трех состояний Я: Родителем, Взрослым, Ребенком или, в
более общем смысле, обществом, реальной ситуацией или личностными
особенностями. Требования адаптации предусматривают: пока данная социальная
ситуация не опробована, Ребенок должен находиться под защитой Взрослого или
Родителя. Поэтому планирование, исходящее от Ребенка, чаще всего
встречается в уже опробованных ситуациях, предполагающих наличие близости и
конфиденциальности.
Простейшими формами общественной деятельности являются процедуры и
ритуалы. Некоторые из них универсальны, другие носят локальный характер,
однако всем им надо учиться. Процедурой мы называем серию простых
дополнительных Взрослых трансакций, направленных на взаимодействие с
действительностью, которая имеет два аспекта: статический и динамический.
Мы считаем, что статическая действительность включает все возможные
сочетания и расположения вещества во Вселенной. Арифметика, например,
состоит из утверждений о статической действительности.
Динамическая действительность содержит потенциальные возможности
взаимодействия всех энергетических систем во Вселенной. Химия, например,
состоит из утверждений, касающихся динамической действительности. Процедуры
основаны на переработке информации и оценках вероятностей, касающихся
материальной стороны действительности.