Эрик Берн
Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений)
Eric Berne
Games People Play
(TH PSYCHOLOGY OF HUMAN R LATIONSHIPS)
Эрик Берн
Игры, в которые играют люди
(Психология человеческих взаимоотношений)
Примечания:
_такое_ _выделение_ _слов_ - курсив;
*такое* *выделение* *слов* - полужирный;
[слова в квадратных скобках] - примечание.
(с) перевод с английского А.В.Ярхо
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Введение
Процесс общения
Структурирование времени
Часть первая. Анализ игр
Структурный анализ
Трансакционный анализ
Процедуры и ритуалы
Времяпрепровождения
Игры
Часть вторая. Тезаурус игр
Введение
Игры на всю жизнь
Супружеские игры
Игры в компаниях
Сексуальные игры
Игры преступного мира
Игры на приеме у психотерапевта
Хорошие игры
Часть третья. За пределами игр
Значение игр
Игроки
Иллюстрация
Независимость
От автора
Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги 'Трансакционный анализ в психотерапии'. Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.
На моих лекциях слушатели часто обращались с просьбой дать им более
подробные описания игр, которые позволили бы осмыслить общие принципы
трансакционного анализа. Это убедило меня в необходимости написать
настоящую книгу [Терминология и точка зрения автора в основном
ориентированы на восприятие читателя, знакомого с психологией и
психиатрией. Однако я надеюсь, книга будет интересна и полезна
представителям различных профессий.]. Я признателен всем студентам и
слушателям, обратившим мое внимание на новые игры. Они высказали мне много
интересных мыслей, например об умении человека слушать собеседника и о том,
какую ценность представляет это качество для всех людей.
Необходимо сделать несколько замечаний о стиле изложения материала. Из
соображений компактности игры описываются в основном от лица мужчины, если,
конечно, они не являются чисто женскими. Поэтому главный игрок в книге
обычно обозначается словом 'он'. В этом, безусловно, нет какого-либо
намерения умалить достоинство женщин, так как ту же самую ситуацию можно с
тем же успехом описать, используя местоимение 'она'. Если роль женщины в
том или ином примере существенно отличается от роли мужчины, то описание
игры дается раздельно. Точно так же, ничего не желая подчеркнуть, мы
называем психотерапевта 'он'.
Введение
ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ
Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в
следующем направлении.
Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени
физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают.
Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека
фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании
сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые
обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти
и на основе повседневного опыта.
Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях
сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что
сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать
причиной временных психических нарушений. Замечено, что - социальная и
сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к
длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с
пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.
Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная
депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают
условия для их возникновения. Недостаточная стимуляция активирующей
ретикулярной ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным
изменениям в нервных клетках. Разумеется, это явление может быть и
результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою
очередь может быть вызвано апатией, например как это бывает