заявить: <Нет, это не про меня. Я так не поступаю!> Может быть, именно этот человек так и не поступает. Но мы рассматриваем средних мужчин и женщин, точнее, как поступают мужчины и женщины в большинстве случаев в типичных ситуациях. Термин средний– средняя означает, что, войдя в комнату, полную народу, вы сразу заметите, что мужчины крупнее и выше женщин. Если быть совсем точным, то на 7% выше и на 8% крупнее. Самой крупной и высокой особью в комнате может оказаться и женщина, но в целом мужчины и выше, и крупнее. В Книге рекордов Гиннесса все рекордно большие и рекордно высокие люди – мужчины. Самым высоким человеком в мире был Роберт Пешинг – 2 метра «79 сантиметров, а самый высокий человек в 1995 году – Алан Чанна из Пакистана – 2 метра 31 сантиметр. Исторические книги, полны определениями <Большой Джон> и <Маленькая Сюзи> Я не сексист. Я только привожу факты.
Какова позиция авторов
Не исключено, что чтение этой книги вызовет у некоторых чувство самодовольства и высокомерия или, наоборот, она их рассердит. Это связано с тем, что все мы в большей или меньшей степени стали жертвами идиллической философии. Различия не препятствуют равенству. Равенство означает свободу выбора, а различия ведут к тому, что мужчины и женщины выберут разные сферы деятельности. Наша цель – объективно проанализировать взаимоотношения мужчин и женщин, объяснить историю их развития, их значимость и сложности, которые при этом возникают. Наша цель – выработать рекомендации по стратегии и тактике для создания более счастливой жизни, приносящей удовлетворение каждому. Мы не собираемся кормить вас манной кашей предположений и политически выдержанных клише. Если что-то выглядит, как утка, крякает, как утка, идет вперевалку, как утка, и имеется достаточное количество доказательств, что это именно утка, то мы это <что-то> уткой и назовем. . Представленные доказательства неопровержимо свидетельствуют: в представителях и того, и иного пола заложена внутренняя склонность к различным формам поведения. Но это вовсе не означает обязательности определенного типа поведения в сходных обстоятельствах.
Решающий аргумент: природа или воспитание
Мелисса произвела на свет двойняшек: мальчика и девочку. Джасмин она завернула в розовое одеяло, а Адама – в голубое. Родственники принесли массу мягких пушистых игрушек в подарок Джасмин, игрушечный футбольный мяч и футболку Адаму. Каждый нежно ворковал, пытаясь поговорить с Джасмин, но только женщины рисковали взять ее и побаюкать на руках. Когда появились родственники мужчины, то основного внимания удостоился Адам: разговаривали они гораздо громче, тыкали Пальцем в его животик, тормошили и высказывали предположения, что его ждет великое футбольное будущее.
Картина знакомая многим. Однако возникает вопрос: где корни подобного стиля поведения: в биологии или в воспитании, не меняющемся из поколения в поколение? Кто ответствен: природа или методика? Большую часть двадцатого столетия в – обществе превалировало мнение, что наше поведение и предпочтения связаны главным образом с воздействием социума и окружающей среды. Однако нам известно, что воспитание есть продукт вторичный – приемные матери, будь они женщины или обезьяны, отлично справляются с воспитанием детей. С другой стороны, ученые оспаривали это мнение, настаивая, что за наше поведение отвечают в основном химия, биология и гормоны. С 1990 года появились неоспоримые доказательства в пользу той точки зрения ученых, что к моменту нашего рождения базовые программы уже загружены в мозг. Тот факт, что мужчины – охотники, а женщины – воспитатели, до сих пор диктует стиль нашего поведения, приоритеты и убеждения. Фундаментальное исследование, проведенное в Гарвардском университете, показывает, что мы не только по-разному ведем себя по отношений к младенцу – мальчику или девочке, но даже пользуемся разным словарем. Девочке мы мягко говорим: <Ты – моя сладенькая>, <Ты – такая миленькая>, <Какая красивая малышка>, а мальчику – гораздо более громким голосом: <Привет, какой ты большой!> или <Ого, ну и силен же ты!> .Вместе с тем, преподнося девочке а подарок Барби и мальчику десантника, мы не программируем их поведение, мы усиливаем заложенное в них природой. Соответственно исследованиями ученых Гарвардского университета подтверждено, что отчетливо выраженное разное поведение взрослых в отношении мальчиков и девочек только подчеркивает уже имеющиеся у них различия. Подтолкните утку в направлении пруда, она поплывет. Взгляните в воду, и вы увидите перепонки на ее лапках. Сумев заглянуть