индуистской мифологии одна из
ипостасей
Дэви, жены Шивы, олицетворение грозного губительного
начала его божественной энергии (шакти).
Мангас, мангус: в мифах монгольских народов
многоглазое чудовище, в астрологии - олицетворение
Демона затмения, Голова и Хвост которого (северный и
южный узлы лунной орбиты) время от времени поражают
Солнце и Луну. Ему посвящена, в частности, следующая
легенда:
Давным-давно это было. Наводил на людей страх
огромный великан, чудище-мангас - по горам летал,
людей пожирал. Много прекрасных сильных юношей
погибло в бою с ним. Люди не могли придумать, как
справиться с чудищем. Взмолились они тогда к небу и
стали просить Солнце помочь им. И оно сказало:
- На высокой горе живут старик и старуха.
Есть у них единственный сын, он и спасет вас.
Обрадовались люди, пришли к старикам, стали
просить юношу спасти их. 'Для этого мне нужен вороной
конь с белой звездочкой во лбу, - сказал он, - и
обоюдоострый меч'. Люди выполнили его просьбу,
доставили коня и меч.
Мангас же тем временем, узнав, что Солнце помогло
людям, разгневался и проглотил его. Стало так темно на
земле, что даже если рядом идешь, ничего не видно.
Оседлал юноша Вороного со звездочкой во лбу и
поскакал на войну с Мангасом. Бются юноша и мангас
день, бьются ночь, еще день и еще ночь, и не могут
победить друг друга. Наконец одна звезда, Бог на
небе (Полярная), послала юноше луч своего света, и
ему стало все видно. Тогда он и поразил мангаса
насмерть.
Страшный мангас испустил дух, и Солнце вышло на
свободу, засияло на небе. Люди обрадовались, пришли
славить юношу. Но мать мангаса, злая ведьма, затаила
на богатыря зло и решила отомстить ему. Она проникла
в дом, где юноша жил со старыми родителями, и
подсыпала яду в его чашку.
Умер герой. Душа богатыря предстала перед
Всевышним и попросила не отдавать ее в рай - она
хочет стать звездой на небосводе, ведь маленькая
звездочка помогла богарытю одолеть злого мангаса. Бог
позволил ему это. Душа юноши вознеслась на небо и
стала Луной.
Юноша прославился добрыми делами, поэтому и свет
Луна посылает чистый, молочно-белый. А Солнце, хоть и
светит ярче, но после того, как оно побывало в пасти
мангаса, на нем появились пятна, и нет уже в нем той
чистоты, что в лунном сиянии.
Во время затмения Солнца люди говорят, что его
глотает мангас. Так древние объясняли тот факт, что
затмения происходят, когда Солнце и Луна находятся
вблизи одного из узлов лунной орбиты.
Семеро старцев (монг. Долоон овгон или Долоон
бурхан) - Большая Медведица. В мифах монгольских
народов созвездие Большой Медведицы, ее семь звезд
иногда причисляются к тэнгриям, считаются подателями
счастливой судьбы.
Сумэру (монг. Сумбэр уул), Мировая гора. Согласно
k`l`hqrqjni космогонии, Сумэру первой возникла из
великих волн мирового океана и последней должна
разрушиться при конце света. Она окружена четырьмя
большими и восемью малыми континентами. Миром людей
считается южный континент, Замбутив.
Тэнгрии - разряд небесных божеств ламаистского
пантеона. Широкую известность они приобрели в
монгольской мифологии, где насчитывается 99 тэнгриев,
во главе которых стоит Хормуста-тэнгри.
Хормуста - 'монголизованный' согдийский Хурмазда,
он же Ахура- Мазда зороастрийцев. В мифологии
монгольских народов - верховное небесное божество. В
ламаистской космологии - главный среди 99 тэнгриев,
обитающих на вершине горы Сумэру, покровитель Земли и
всех живых существ.
Шулмасы, шимнусы - злые духи, демоны. Обладают
способностью к оборотничеству, могут принимать облик
как мужчины, так и женщины. В монгольской мифологии
шулмас часто выступает как нестареющая и неумирающая,
но не дающая потомства ведьма, которая боится козлов
и колючек.
Якшасы - добрые полубожественные существа в
ведической и буддийской мифологии.
_ ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕPАТУPА
1. Батжаргал Б. Эртний монголын математик
(Древнемонгольская математика). Улаанбаатар, 1976.
2. Дамдинсурэн Ц. Тантрараджа хэмээх номын
доторхи хэдэн Угийн тайлбар (Комментарий некоторых
слов в книге 'Тантрараджа') - Ээл зохиол судлал.
Т. 14. Улаанбаатар, 1978.
3. Дамдинсурэн Ц. Несколько слов о Калачакре. -
Доклад на симпозиуме в память Чома Керэши. Будапешт,
1978.
4. Дарамбазар Х. Монгол маягийн сэтгэлнээ юугаараа
онцлог вэ? (Особенности монгольского национального
менталитета). - Yнэн, N 197,
22.8.1990.
5.