Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

священник Хельмольд писал о балтийских

славянах:

'Они не отрицают, что среди множества разных божеств, к

которым имеют отношения поля, леса, печаль и радость, есть

один бог на небе, который управляет всеми другими. Они

считают, что он, всемогущий, наблюдает только за небесными

явлениями, а другие, выполняя обязанности, которые им

даются, повинуются ему. Они происходят от его плоти (крови)

и отличаются один от другого в зависимости от близости к

этому богу богов' [124, с. 119].

Укажем сначала на то, что эта концепция вполне в духе

традиционного иранского маздаизма и обратимся за

подтвержднием справедливости приведенных высказываний к

'Повести временных лет'.

В тексте договора 945 г., заключенного между русскими и

византийцами, говорится следующее:

'И еже помыслить от страны русския разрушити таку любовь, и

елико ихъ крещенье прияли суть, да приимуть месть от бога

вседержителя, осуженье на погибель во весь векъ в будущий; и

елико ихъ есть не хрещено, да не имуть помощи от бога ни от

Перуна, да не ущитятся щиты своими, и да посечены будут мечи

своими, от стрелъ и от иного оружья своего, и да будут раби

въ весь векъ в будущий' [63, I, с. 35 (перевод с. 232)].

Далее в том же источнике под тем же 945 годом сообщается

следующее:

'А иже преступить се от страны нашея, ли князь ли инъ кто,

ли крещенъ или не крещенъ, да не имуть помощи от бога, и да

будет рабъ в весь векъ в будущий, и да заколенъ будет своимъ

оружьем' [63, с. 38 (перевод с. 235)].

Нетрудно заметить, что в обоих приведенных отрывках

верховное божество славян называется просто бог, который

является и может быть, очевидно, только небесным богом, т.е.

Qb`pncnl, так как только он и может отождествляться, как это

видно из второго отрывка, с христианским богом. В качестве

аналогии можно сослаться на Библию, где пророк Ездра, имея в

виду манифест Кира II (VI в. до н.э.), говорит следующее:

'Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне

Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в

Иерусалиме, что в Иудее' (I, 2).

Не вызывает сомнений, что в этом случае Бог небесный персов,

Ахурамазда, отождествляется с еврейским богом Яхве (Сущий),

который тоже понимается как Бог небесный, хотя не менее

очевидно, что Ахура и Яхве - далеко не одно и то же.

Прежде чем перейти к следующему славянскому божеству,

интересующему нас, к Дажьбогу, необходимо остановиться на

одном из основных русских слов из сферы понятий, относящихся

к социальной организации, к слову мир. Его специфическое

значение - деревенская община. В старом русском оно могло

означать как мирный договор, соглашение, так и общественное

согласие. В древней Руси задруга и первоначально вервь были

общественными союзами, основанными на родстве. В растущем

обществе, особенно в городах, рамки этих первоначальных

союзов стали слишком узкими.

Следующим этапом в развитии социальной организации,

основанной не только на родстве, но и на общих интересах был

мир в смысле общественного согласия. Слово мир имеет под

собой, по мнению Р. Якобсона, религиозную основу, поскольку

оно вполне соотносимо с именем иранского бога Митры,

среднеперсидская форма которого была Михр. В

среднеперсидском михр как абстрактное понятие имело значение

дружба, ассоциация и, следовательно, русское мир было

эквивалентом иранского михр [124, с. 127-128].

Митра был не только богом победы, но также и богом

социального порядка. В Яштах Митру часто называют правителем

(dahyupatis),. Один из основных эпитетов Митры -

справедливый (rtavan; urvata - основной закон