священник Хельмольд писал о балтийских
славянах:
'Они не отрицают, что среди множества разных божеств, к
которым имеют отношения поля, леса, печаль и радость, есть
один бог на небе, который управляет всеми другими. Они
считают, что он, всемогущий, наблюдает только за небесными
явлениями, а другие, выполняя обязанности, которые им
даются, повинуются ему. Они происходят от его плоти (крови)
и отличаются один от другого в зависимости от близости к
этому богу богов' [124, с. 119].
Укажем сначала на то, что эта концепция вполне в духе
традиционного иранского маздаизма и обратимся за
подтвержднием справедливости приведенных высказываний к
'Повести временных лет'.
В тексте договора 945 г., заключенного между русскими и
византийцами, говорится следующее:
'И еже помыслить от страны русския разрушити таку любовь, и
елико ихъ крещенье прияли суть, да приимуть месть от бога
вседержителя, осуженье на погибель во весь векъ в будущий; и
елико ихъ есть не хрещено, да не имуть помощи от бога ни от
Перуна, да не ущитятся щиты своими, и да посечены будут мечи
своими, от стрелъ и от иного оружья своего, и да будут раби
въ весь векъ в будущий' [63, I, с. 35 (перевод с. 232)].
Далее в том же источнике под тем же 945 годом сообщается
следующее:
'А иже преступить се от страны нашея, ли князь ли инъ кто,
ли крещенъ или не крещенъ, да не имуть помощи от бога, и да
будет рабъ в весь векъ в будущий, и да заколенъ будет своимъ
оружьем' [63, с. 38 (перевод с. 235)].
Нетрудно заметить, что в обоих приведенных отрывках
верховное божество славян называется просто бог, который
является и может быть, очевидно, только небесным богом, т.е.
Qb`pncnl, так как только он и может отождествляться, как это
видно из второго отрывка, с христианским богом. В качестве
аналогии можно сослаться на Библию, где пророк Ездра, имея в
виду манифест Кира II (VI в. до н.э.), говорит следующее:
'Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне
Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в
Иерусалиме, что в Иудее' (I, 2).
Не вызывает сомнений, что в этом случае Бог небесный персов,
Ахурамазда, отождествляется с еврейским богом Яхве (Сущий),
который тоже понимается как Бог небесный, хотя не менее
очевидно, что Ахура и Яхве - далеко не одно и то же.
Прежде чем перейти к следующему славянскому божеству,
интересующему нас, к Дажьбогу, необходимо остановиться на
одном из основных русских слов из сферы понятий, относящихся
к социальной организации, к слову мир. Его специфическое
значение - деревенская община. В старом русском оно могло
означать как мирный договор, соглашение, так и общественное
согласие. В древней Руси задруга и первоначально вервь были
общественными союзами, основанными на родстве. В растущем
обществе, особенно в городах, рамки этих первоначальных
союзов стали слишком узкими.
Следующим этапом в развитии социальной организации,
основанной не только на родстве, но и на общих интересах был
мир в смысле общественного согласия. Слово мир имеет под
собой, по мнению Р. Якобсона, религиозную основу, поскольку
оно вполне соотносимо с именем иранского бога Митры,
среднеперсидская форма которого была Михр. В
среднеперсидском михр как абстрактное понятие имело значение
дружба, ассоциация и, следовательно, русское мир было
эквивалентом иранского михр [124, с. 127-128].
Митра был не только богом победы, но также и богом
социального порядка. В Яштах Митру часто называют правителем
(dahyupatis),. Один из основных эпитетов Митры -
справедливый (rtavan; urvata - основной закон