дней. Для древних людей это были дни беспокойства и страха, поскольку по не совсем понятным им причинам Луна исчезала. Все видели, как каждую ночь она спускалась в иной мир, но однажды она оттуда не пришла. Луна должна была быть спасена и возвращена из иного мира. Поиски исчезнувшей чаши Черридвен - это отчаянная попытка вернуть на Землю лунный свет. Чаша и есть источник этого света, принадлежащий богине. В метафизическом смысле, чаша является также и источником озарения, скрытым глубоко в недрах человеческого подсознания Подсознание свободно от влияния пяти чувств, закрепощающих разум. Подсознание напрямую связано с миром снов, то есть с астральным измерением и, следовательно, с нематериальными и духовными мирами. Таким образом, поиски и возвращение чаши из иного мира являются благим делом.
Но некоторые люди считают, что чаша Черридвен была солнечным символом. Их убеждение основывается на легенде, в которой рассказывается, что при приготовлении снадобья его всячески оберегали от попадания на него лунного света. По моему мнению, это означает, что для вдохновения Черридвен должна была привлекать силы тьмы.
Действительно, волшебные поучения называют ночь (или тьму) матерью Луны. Луна же — это символ озарения, случившегося во тьме ночи. Тьма - это особое порождающее состояние, это нечто, из которого появляется все сущее. Тьма — это тьма глубокого чрева Великой Богини, и это чрево есть ворота как жизни, так и смерти.
В своем труде “Кельты. В поисках мифологических и исторических корней западной культуры” (1978) Джин Маркейл утверждает, что все мифические чаши были лишь предзнаменованиями появления Грааля, а сам Грааль — это солнечный женский символ. Более того, она считает, что в кельтской мифологии и Солнце относилось к женским символам. Я в этом очень сомневаюсь, хотя, возможно, что-то подобное могло произойти под влиянием патриархальных культов. Матриархальный лунный культ Великой Богини существовал в Центральной Европе задолго до появления там индоевропейской культуры. Поэтому до начала упадка культуры Старой Европы и связанного с ней культа Великой Богини солнечные богини кельтов были весьма схожи с лунными богинями.
Нет сомнения в том, что отправившиеся на поиски чаши Черридвен храбрецы впоследствии превратились в короля Артура и его рыцарей. Легенды о короле Артуре представляют собой причудливую смесь христианских и языческих верований. В христианских учениях нет никакого упоминания о рыцарях короля Артура, поэтому эти персонажи относятся к чисто языческой мифологии.
Сама же великая богиня Старой Европы сохранилась в этих легендах в образах феи Морганы, королевы Гвиневеры и в образе самого Грааля.
Артур олицетворяет собой образ вождя древнего охотничьего сообщества. Его ранение подрывает веру внутри клана, грозя распадом и уничтожением целого королевства. Это есть “увечный бог”, бывший самым лучшим и отважным охотником и воином клана. Будучи раненным, он затем остается вместе с женщинами-колдуньями, сам становясь служителем лунного культа.
Если говорить о солнечном культе, то описываемое событие (ранение короля) породило целый ряд катастроф, приведших к полному опустошению земли. Королевство пришло в упадок: поля зарастали сорняками, звери уходили из лесов, а люди бедствовали. Наступило время, названное временем волка. Все правила, законы и коллективная мудрость сообщества уже ничего не значили, зато процветало право сильного. Наступило ужасающее беззаконие, отличавшееся полным пренебрежением интересами, правами и самой жизнью соседей. В соответствии с солнечным учением, моральные и духовные права короля должны были быть восстановлены. В особенности это касалось права владеть мечом Эскалибур. Эти обстоятельства подвигли короля к походу на поиски Грааля. С точки зрения лунного культа, он отправился на поиски перерождения, которое могло быть осуществлено только с помощью чаши богини. А с точки зрения солнечного мировоззрения, он возжаждал обновления своего внутреннего естества через очищение силой Солнца. Приникнуть к солнечному колодцу значило для него восстановить и укрепить свою духовную сущность.
В метафизическом смысле, угасающий король есть невсхожее зерно. Зерно оказалось негодным и слабым, и прошли все полагающиеся сроки, чтобы ему взойти. Жизненные силы оставили его, оно сгнило, и урожая не будет. Король лишился своего меча, а его земля лишилась самого короля.
Для земледельческого общества это — катастрофа, поэтому или король должен вновь обрести свои силы, или же необходимо избрать нового короля.
В лунном культе король